Кадр из фильма "Последняя сказка Риты"
Кадр из фильма "Последняя сказка Риты"

Рената Литвинова: "Одержимость -- это ключевое слово в моем случае"

Свой второй игровой фильм «Последняя сказка Риты» Рената Литвинова называет полным артхаусом. Отказавшись от любой спонсорской поддержки в пользу творческой свободы, Литвинова рассказала о собственном видении смерти в свойственной ей гротескно-декадентской манере. Рената Литвинова будто принадлежит к вымершей народности и говорит на языке, который теперь использует только она сама. Зритель может либо попытаться распознать отдельно взятые знакомые слова в этом причудливом сплетении, либо просто наслаждаться музыкальной красотой звучания, не пытаясь добраться до смысла.

Интервью: Анна Меликова

-- Фильм снят по вашей новелле «Очень любимая Рита. Последняя встреча с ней». Вы сразу после «Богини» знали, что захотите вернуться именно к этому тексту?

-- Я о нем не думала, но этот текст какой-то мистический -- заговоренный был на воплощение. Я сейчас это точно понимаю. В нем заложена энергия, которая уже была словно раскачана, и вот она вернулась ко мне с тысячекратной силой спустя почти два десятилетия. Ведь я, как одержимая, снимала этот фильм без всякой съемочной группы практически вдвоем с Земфирой целых два года! У меня были тупики раз двадцать: многократные пересъемки бракованного материала, шесть операторов, пять монтажеров, часа два вырезанного материала... Конечно, одержимость -- это ключевое слово в моем случае. Так что бывают сюжеты, от которых не увернешься. 

-- Фабула претерпела множество изменений. В частности, в новелле Рита -- «невеста Христова», женщина, у которой не было мужчины. В фильме же появляется ее возлюбленный, герой Хомерики. Почему для вас стало важным сместить акценты?

-- Да я вообще не цеплялась к тогда придуманным образам, они же все прожили в моей голове еще почти два десятка лет. В той новелле ключевым моментом была сцена вскрытия -- эта история вообще-то документальная, произошла на самом деле и когда- то очень поразила меня: как вообще можно в тело бросать сигареты? А сценарий «Последней сказки Риты» зарастал уже новыми водорослями событий, деталей, там появилась любовь, наконец! Меня спустя два десятилетия совсем унесло в свой личный сон, где любовь -- единственный смысл проживания здесь, в этом мире.
 
-- В «Богине» еще было привычное деление на «реалистичный мир» и потусторонний. В «Рите» же происходит сплав двух миров. Это просто художественный метод или же для вас самой эта граница стала менее очевидной?

17 dec.jpg
-- Видимо, мне интереснее в «сплаве», как вы выразились. Если бы я именно документировала процесс издевательств и умирание в наших русских больничках - это был бы безобразный душераздирающий репортаж, который бы не имел никакого отношения к искусству, на мой взгляд. 

-- Жан Кокто, отсылки к которому в вашем творчестве часты, для собственного стиля выдумал термин «ирреальный реализм» и говорил, что у него особая духовная походка. Он хромает, поскольку одной ногой находится в жизни, другой -- в смерти. Насколько вам близко такое определение и что дает силы балансировать между?

-- Мне это естественно, я не знаю, как можно по-другому. Даже не хочу.
 
-- История кино знает чередование двух противоположных взглядов на природу кинематографа: кино -- это правда 24 кадра в секунду и кино -- это ложь 24 кадра в секунду. То есть ухватить реальность либо преобразовать реальность. Сейчас российское кино все больше тяготеет к первому, ставя себе за цель найти наиболее адекватный киноязык для выражения современности. Вы идете вопреки. Вам совершенно неинтересен первый тип кино?

-- Это все какая-то теория. А может, у меня такая правда? Кино -- это когда пленка впитывает некую энергию, и этому нет объяснений. И где для меня критерий только один -- талантливо это или бездарно. Так что я скорее представляю некий шаманский отсек своей личной киноправды.

-- Есть много примеров тому, когда авторы представляли смерть в образе своих возлюбленных. Будь то Чезаре Павезе («Придет смерть, и у нее будут твои глаза»), либо все тот же Кокто, у которого смерть имеет черты единственной женщины, которую он любил, -- Натали Палей. Почему вы оставляете эту роль за собой?

R 1 s1s.jpg
-- Я не назначала себя быть Смертью, все-таки это роль, а не конкретно Рената. Вообще-то эту героиню должна была играть другая актриса, и изначально она была выписана как некое мифологическое существо -- посланница богов, охотница за «красивыми душами». Но актриса сорвалась, и я, ненавидящая уговаривать кого-то на что-то, решила справиться своими силами. И, знаете, все к лучшему: она получилась у меня такая оптимистичная, с чувством юмора, чего не было вообще в прошлой претендентке на эту роль.
 
-- В «Рите» происходит совмещение двух противоположных эстетик: вы снимали фотоаппаратом, что автоматически подразумевает реалистичность, эффект хоумвидео, максимального приближения, отсутствие отстранения (и остранения). Но в то же время снимаемый мир -- эстетски-декадентский, вычурно красивый, который требует постановочной съемки. Такая конфронтации между этими двумя эстетиками -- намеренный шаг или следствие вынужденной экономии?

-- Конечно, меня ограничивал бюджет! Я не могла взять себе хорошего оператора, такого, как, например, Олег Лукичев, который хотел это снять, но я не смогла бы потянуть его запросы. А этот фотоаппарат дает достаточно художественное изображение, если свет выставить. С операторами-студентами, с которыми в результате я сняла картину, было много горя. Кое-кому из них я бы сказала: «Вон из профессии!». В конце концов, все в кадре я контролировала сама, включая осветительные приборы, крупность, ракурс, композицию кадра. 

-- В ваших текстах, из которых потом рождаются фильмы, есть лишь реалистичный пласт, мир врачей, любовников, боли, перверсий, ран, но все это остается в рамках видимой реальности. Следовательно, склонность к мистике, которой пронизаны «Богиня» и «Последняя сказка Риты», не была изначально вам присуща. Когда она появилась? 

-- С годами в моей жизни стали происходить чудеса, поэтому «мистика» пришла и в мои фильмы. А может, это подраздел моего безумия? В конце концов, я не откажусь и от этого диагноза. Я во что-то верю, и оно приходит в мой мир. Мое воображение изменяет реальность вопреки постулату Маркуши (Карла Маркса -- прим. Smagazine), что «бытие определяет сознание».

-- При этом ваши тексты более «кровожадные» и натуралистичные, чем фильмы. Вы в себе подавили такое мироощущение или же это естественные изменения в повзрослевшем сознании?

-- Вы, видимо, читали ранние тексты, которые были когда-то изданы. Я бы их и тогда не снимала натуралистично, ведь кино -- это не констатация факта, а авторская версия, где свои свет, цвет, личные Солнце и Луна, свои геометрия, законы. На этой территории все, как я мечтаю. 

-- Компанию, выпустившую фильм «Последняя сказка Риты», вы назвали «Запределье». Это реверанс в сторону сказочного фильма Тарсема Сингха?

-- Очень люблю эту картину Тарсема, но это слово было давно моим любимым определением счастья.

-- Что касается посвящения в фильме: Ваше позитивное отношение к смерти, которое вы демонстрируете в фильмах и интервью, способно помочь другому, близкому человеку, когда он сталкивается с этим в своей собственной жизни?

-- Я хотела бы, но вряд ли -- всем нам уготован свой «стакан» страданий. Потерю можно только пережить. Может, мои познания смогут это облегчить?

-- Когда я впервые открыла книгу с пьесами Маргерит Дюрас, у меня возникло ощущение, что Вам должен быть близок её синтаксис. Прошло 6 лет, и Вы стали играть в спектакле по пьесе Дюрас «Шага». Это случайность или же голос Дюрас Вам действительно давно знаком?



-- Пьеса «Шага» достаточно позднее произведение Маргерит Дюрас. И давайте будем смотреть правде в глаза - она, будучи хорошим писателем, не самый сильный драматург. Ее пьеса, в которой я играю во МХАТе, словно написана не на трех персонажей, а на одного -- это монолог талантливой, но разрушенной женщины, произвольно разделенный на троих. Героизм режиссера Марии-Луизы Бишоф-Берже в том, что она решилась ставить эту пьесу, заново придумывая в этом «потоке сознания» свой новый каркас, которого там нет, но без которого ее существование на сцене невозможно. Вообще пьеса в итоге вышла абсурдистская, прочтение каждый может придумать сам. Я сама каждый раз играю что-то свое, продираясь сквозь «птичий шагианский язык», на котором говорит моя героиня. Когда мы ставили эту пьесу, я сама придумала перевод этого ее несуществующего языка «на шаге» -- например, «блякуш черендюка, кашпийче, вместосестра, мория, боуи кисундра, клюконда» и прочие словечки.

-- Главная мысль «Богини» была в том, что смысл жизни есть любовь. У «Риты» -- если ты помнил о первой мысли, следовал ей, то можешь выбрать, в каком обличии придёт за тобой смерть. Третий фильм будет продолжать эту цепочку?

-- Я, правда, не знаю. Мои фильмы монтируются подчас самым неожиданным для меня образом.

-- Вы с одной стороны, утверждаете, что смысл жизни есть любовь, с другой -- говорите, что смерть для вас -- избавление от жизни, вздох после испытаний. Не кажется ли вам, что эти две мысли идут вразрез друг с другом? Если есть любовь и любимые люди, может ли смерть быть избавлением?

-- Без смерти любовь не имела бы никакой ценности, а в силу неизбежного приговора, на который мы все обречены -- смерти, я нашла для себя самый нетленный смысл своей достаточно бессмысленный жизни -- кого-то очень сильно любить.

Оставить комментарий:

You need to upgrade your Flash Player This is replaced by the Flash content. Place your alternate content here and users without the Flash plugin or with Javascript turned off will see this. Content here allows you to leave out noscript tags. Include a link to bypass the detection if you wish.

Для подписки на все обновления по email (раз в сутки) введите Ваш адрес:

Etoday - ежедневный интернет журнал: последние новости, фото знаменитостей, мода, спорт.