Сколько стоит семга?

23:19, 20 сентября 2023

Алан-э-Дейл       08.09.2023 г.

Оглавление

Почему акции могут упасть

Высококонкурентный сектор. Кроме традиционных продуктовых ретейлеров, среди которых ГК «Окей» далеко не самый крупный, есть мультикатегорийные онлайн-ретейлеры: Ozon, Wildberries, — которые торгуют и продуктами питания, сервисы доставки продуктов «Яндекс-лавка», «Самокат» и другие. А где высокая конкуренция — там большие капитальные и операционные затраты и низкая итоговая маржа.

Проблемы сети гипермаркетов. Выручка сети гипермаркетов «Окей» стагнирует, и это вряд ли можно списать на неэффективность конкретной сети: это проблемы самого сегмента, потому как гипермаркеты выходят из моды. Большое количество магазинов шаговой доступности и онлайн-игроков в последние годы активно перетягивали покупателей на себя, и они перестали так же охотно ездить в огромные гипермаркеты. Как итог — трафик в них упал.

Это заметили все основные игроки — и стали закрывать, переоборудовать в супермаркеты или просто перестали открывать новые гипермаркеты, и их количество начало уменьшаться. Если в первой половине десятилетия в России прибавлялось около 100 гипермаркетов в год, то далее темп прироста замедлился — и в итоге перешел к стагнации и убыванию. Ну а уж во времена пандемии тенденции преимущественных походов в ближайшие к дому магазины и заказа онлайн-доставки еще более усилились.

Не очень хорошие мультипликаторы. У компании не самые привлекательные мультипликаторы: довольно существенная долговая нагрузка, небольшая рентабельность собственного капитала, недешевая оценка. При этом неплохие показатели за 2017 год — во многом из-за прибыли от продажи супермаркетов X5 Retail Group. Ну а уж в сравнении с публичными конкурентами по сектору мультипликаторы выглядят еще менее привлекательными.

Отсутствие дивидендной политики. Несмотря на то что компания ежегодно на протяжении многих лет платит дивиденды, четкой и понятной дивидендной политики, которая давала бы некоторую определенность насчет размера дивидендов, нет.

Мультипликаторы публичных продуктовых ретейлеров за 2019 год

P / EROE, %Net debt / EBITDAEV / EBITDAX5 Retail Group25,925,50,974,53«Магнит»32,59,12,118,81«Лента»8,8314,32,585,45«Окей»УбытокУбыток1,863,1

X5 Retail Group

P / E
25,9

EV / EBITDA
4,53

ROE, %
25,5

Net debt / EBITDA
0,97

«Магнит»

P / E
32,5

EV / EBITDA
8,81

ROE, %
9,1

Net debt / EBITDA
2,11

«Лента»

P / E
8,83

EV / EBITDA
5,45

ROE, %
14,3

Net debt / EBITDA
2,58

«Окей»

P / E
Убыток

EV / EBITDA
3,1

ROE, %
Убыток

Net debt / EBITDA
1,86

О компании

ГК «Окей» — седьмой по выручке продуктовый ретейлер на российском рынке. Основана в 2002 году. На конец 2020 года в сети было 77 гипермаркетов под брендом «Окей» и 118 дискаунтеров под брендом «Да!». Магазины компании представлены по всей стране, большая часть находится в Северо-Западном и Центральном регионах России.

Сеть гипермаркетов «Окей». Общая торговая площадь — почти 520 тысяч квадратных метров. Чуть больше половины магазинов находится в крупных торговых центрах, остальные — отдельно стоящие.

«Окей» позиционирует себя как сеть современных комфортных магазинов с высококачественными продуктами по приемлемым ценам. Основная ставка делается на продукты категорий fresh и ultra fresh и продукты собственных торговых марок. Суммарная доля продуктов fresh, ultra fresh, овощей и фруктов в объеме продаж — более 40%, а продуктов собственных торговых марок — 8,1%.

В октябре 2020 года компания запустила новую концепцию гипермаркетов. Основные изменения: увеличение на 50% торговой площади под продукты категорий fresh и ultra fresh, уменьшение на 80% площади под непродовольственные товары, обустройство комфортабельных зон кафе, переосмысление ассортимента и принципов выкладки товаров.

Также в сети активно используются цифровые технологии: самостоятельная система сканирования, программа лояльности, персонализированные предложения, цифровой сомелье. Компания запустила мобильное приложение еще в 2016 году. Естественно, в 2020 году оно стало особенно актуальным: за 9 месяцев рост онлайн-продаж год к году составил 30%, а суммарно доля онлайн-продаж достигла 45%. У «Окея» есть собственная служба доставки, а в 2020 году также заключили соглашения с сервисами iGooods и «Сбермаркет».

По итогам 9 месяцев 2020 года выручка выросла на 2,8%, трафик упал на 13,7%, но зато средний чек вырос на 19,1%.

Сеть дискаунтеров «Да!». Общая торговая площадь — около 80 тысяч квадратных метров. Три четверти магазинов находятся в Московском регионе, остальные — в соседних областях.

«Да!» делает упор на продукты собственных торговых марок и высококачественные продукты категории fresh — 50 и 40% в объеме продаж. За счет сравнительно небольшого ассортимента, собственной логистической инфраструктуры и отлаженных процессов получается снижать операционные затраты.

Сеть активно расширяется, и за ней растет доля в выручке группы компаний: если в 2018 году она составляла 8,4%, то за 9 месяцев 2020 года поднялась уже до 15,2%. Компания планирует даже увеличить темпы и открывать по 30—50 дискаунтеров в год, чтобы через несколько лет достигнуть своей цели по доле 40% от общей выручки группы.

По итогам 9 месяцев 2020 года выручка существенно выросла — на 29,6%, при этом трафик вырос всего лишь на 3,4%, а вот средний чек — на целых 25,4%.

Заказ доставки продуктов через мобильное приложение

Для удобства своих покупателей сервис доставки разработал дополнительно мобильную версию своего ресурса. Для ее использования потребуется скачать приложение «ОКЕЙ» на свой смартфон. Установить его можно через магазины приложений на версии ОС iOS, Android. Алгоритм оформления заказа на доставку идентичен варианту на сайте:

  1. Откройте мобильное приложение, и авторизуйтесь в нем.
  2. Выберите в каталоге продукты и товары.
  3. Добавьте каждый из них в корзину, и нажмите на кнопку «Корзина».
  4. Ознакомьте с добавленными позициями, кликните «Оформить заказ».
  5. Адрес доставки определится по геолокации, но его можно отредактировать.
  6. Укажите удобный способ оплаты, кликните на кнопку «Завершить оформление».

К этому приложению, установленному на смартфон, вы можете привязать карту постоянного покупателя сети Окей. Тогда вы сможете покупать товары в магазине по более выгодным ценам. Помимо этого такой вариант позволит использовать приложение вместо пластиковой дисконтной карты при оффлайн-покупках.

Заказ доставки на официальном сайте okeydostavka.ru

Компания разработала отдельный сервис, позволяющий оперативно делать заказы на веб-сайте. Вы сможете выбирать товары, не выходя из дома, и спокойно ознакомиться со всеми предложениями сети. Для заказа на сайте используйте такой алгоритм:

  1. Выбор товаров происходит через строку поиска, или через «Каталог».
  2. На карточке каждого товара есть иконка «Корзина», кликните на нее, и продукт будет добавлен в ваши покупки.
  3. Когда все товары будут собраны, нажмите на иконку «Корзина» в правом верхнем углу сайта.
  4. Здесь вы можете отредактировать количество товаров, или удалить какие-либо позиции.
  5. Кликните «Оформить заказ», и введите логин и пароль от личного кабинета для продолжения работы.
  6. Нажмите на вкладку «Способ получения и оплаты».
  7. Укажите адрес, на который хотите оформить доставку,
  8. Выберите способ оплаты, укажите интервал доставки.
  9. Нажмите кнопку «Завершить оформление».

Вам позвонить оператор контактного центра для подтверждения вами заказа. После этого вы сможете произвести оплату, и останется только дождаться курьера с заказанными вами товарами.

Обратите внимание! Оформить заказ и доставку Окей могут только зарегистрированные пользователи. Поэтому пройдите регистрацию заранее

Почему акции могут вырасти

Участие в возможной консолидации. На рынке продуктового ретейла есть два ярко выраженных лидера: X5 Retail Group и «Магнит». Возможно, кто-то из них решит еще больше укрепить свои позиции, купив весь бизнес ГК «Окей» или его часть. Такое уже случалось: в 2017 году ГК «Окей» продала свою сеть супермаркетов X5 Retail Group.

Еще более вероятным покупателем видится компания «Лента». В 2019 году у нее сменился крупнейший акционер — теперь им стал один из богатейших людей России Алексей Мордашов. Вполне вероятно, что у него есть большие амбиции относительно развития своего нового бизнеса. «Лента» — крупнейшая сеть гипермаркетов в стране, так что магазины «Окей» органично вольются в основную сеть. Также возможен вариант не с поглощением, а с объединением, как, например, сделали в том же 2019 году «Красное и белое», «Дикси» и «Бристоль».

Успехи сети дискаунтеров. Из-за пандемии и последовавшего за этим кризиса доходы населения упали, и это способствует росту популярности формата дискаунтеров, так что для сети «Да!» сейчас хорошая конъюнктура. Хорошие результаты сети по росту количества магазинов и выручки и увеличивающаяся доля в финансовых показателях группы делают значительный вклад в развитие бизнеса. Сеть «Да!» — это основной драйвер роста группы.

Защитный сектор. Продуктовый ретейл — это защитный сектор, так что, если в ближайшем будущем нас ждет какой-нибудь очередной биржевой кризис, представители именно этого сектора — одни из тех немногих, кто должен в меньшей степени почувствовать кризис на своих котировках. Возможно, инвесторы, которые боятся биржевого кризиса, заранее начнут скупать акции компаний из защитных секторов.

В итоге

ГК «Окей» активно развивает популярный формат дискаунтеров, переосмысляет формат своих гипермаркетов и уже давно использует цифровые технологии. Но основной бизнес компании относится к увядающему формату гипермаркетов, а сам сектор крайне конкурентен. К тому же немаленький долг и регулярная выплата дивидендов не дает компании вкладывать в развитие больше денег. В итоге финансовые показатели «Окея» стагнируют. Непонятно, перетянет ли тренд роста показателей дискаунтеров или же тренд увядания гипермаркетов — а может, компания так и продолжит стагнировать.

ГК «Окей» стоит дешевле своих публичных конкурентов, но кажется, что это оправданно, так как они крупнее и эффективнее. Наверно, лучшим вариантом для акционеров будет покупка компании кем-то более крупным или участие в консолидации: это может вызвать серьезный рост котировок или дать акционерам акции уже более крупной объединенной компании.