Оглавление
- Как на учёбу влияет самооценка
- Какие права имеет учитель в школе в 2018 году
- Качества первого школьного учителя
- Может ли педагог защитить свои права?
- Что говорит закон
- Другие снования увольнения учителя
- Как выставляются отметки и что делать, если отметка кажется несправедливой
- Когда ребенка могут отчислить из школы за неуспеваемость
- Какие права имеет учитель в школе
- Право на свободу слова, совести и выражение личных убеждений
- Где и сколько лет учиться
- К чему приводит жалоба на учителя школы?
- Где учиться на учителя?
- Личностные качества учителя
- Что такое авторитет учителя и зачем он нужен
- От системы дополнительного образования остались одни ошметки
- Чем занимается учитель в школе
- Как помочь ребенку избавиться от негативного отношения со стороны учителя?
- Способ #1: Поговорите с учителем
- Способ #2: Поговорите с директором
- Как разговаривать с директором?
- Способ #3: Подайте жалобу на преподавателя в министерство образования
- Способ #4: Осветите проблему в средствах массовой информации
- Способ #5: Если вышеназванные меры не помогают, то переведите ребенка в другую школу
Как на учёбу влияет самооценка
Самооценка и образовательные результаты связаны, как курица и яйцо: непонятно, что появляется первым. С одной стороны, иметь позитивную самооценку лучше, чем очень низкую. Но прямых доказательств тому, что люди с высокой самооценкой успешнее в обучении, нет. С другой стороны, хорошие отметки явно повышают самооценку ученика. Но вот влияет ли эта повышенная самооценка на дальнейшее улучшение результатов — неясно.
С обучением связаны понятия академической «я-концепции» и академической эффективности. «Я-концепция» основана на предыдущем опыте и оценках других — это мнение ученика о том, насколько он хорош, например, в математике. Академическая эффективность относится к прогнозам на будущее и более конкретна: насколько ученик верит, что может решить уравнение определённого типа.
У маленьких детей очень позитивные «я-концепции»: ребёнок может быть уверен в том, что он отличный певец, пловец, писатель и математик одновременно. В школе самооценка снижается, в том числе под влиянием внешней оценки. Например, дети, которых распределили в класс для отстающих, могут быть уверены, что другие умнее их от рождения.
Из таких убеждений может вырасти настоящая выученная беспомощность — когда ученик заранее уверен в своём провале и не прикладывает усилий к выполнению задания. Некоторые психологи считают, что она формируется у детей, чья самооценка зависит от внешнего признания, для кого главное — быть лучше других. Это называется ориентацией на результат. На противоположной стороне спектра — ориентация на овладение мастерством, когда ребёнку важнее быть лучше себя вчерашнего.
Кажется, что ориентированные на результат ученики должны учиться хуже. Но достаточных доказательств этому нет. Лучше с предсказаниями справляется другая похожая идея: теория психолога Кэрол Дуэк о двух концепциях мышления — фиксированного (fixed mindset) и гибкого (growth mindset). Коротко её можно пересказать так:
- люди, которые верят, что их способности и уровень интеллекта не заданы от рождения, а могут развиваться (обладают гибким мышлением, то есть ориентированным на рост), легче переносят неудачи и выбирают более сложные и полезные для развития задачи;
- те, кто уверен, что интеллект предопределён изначально (имеют фиксированное мышление), больше озабочены демонстрацией своих результатов, чем их улучшением.
Исследования Дуэк в целом подтверждают: если учащимся рассказать, что способности к учёбе и интеллект развиваются, — их оценки растут. Хотя это работает не в любых условиях, Смит и Фёрт считают, что стоит формировать у учеников концепцию гибкого, растущего мышления и развивать их позитивные «я-концепции». Не факт, что это повлияет на результаты напрямую, но наверняка поможет ученикам чувствовать себя увереннее.
Какие права имеет учитель в школе в 2018 году
В любой учебной организации должная программа образования предполагает в отношении преподавателей школы следующие преференции:
- получать соразмерное денежное вознаграждения, согласно имеющейся квалификации;
- иметь все элементарные условия для оказания образовательных услуг;
- рассчитывать на помощь в организации учебного процесса со стороны руководителя школы;
- пользоваться всеми социальными и материальными гарантиями, рассчитанными законом для бюджетной категории;
- получать положенный отпуск в соответствии с графиком деятельности.
Имеет ли учитель право выгонять с урока ученика?
Такого права в отношении учителя нигде не закреплено. Если ученик систематически нарушает дисциплину, либо своими действиями мешает проведению учебного процесса, то преподаватель школы в этих случаях не сможет выгнать его из класса. Это является нарушением формальной должностной инструкции, что может послужить применением санкций в отношении специалиста.
Вместо того чтобы выгонять учащегося из класса, тем самым нарушая образовательный порядок, специалист должен вызвать в класс руководство школы, которое обязательно найдет пути решения описываемой проблемы. Самостоятельные воспитательные меры здесь к проведению не допускаются.
Есть ли право у учителя забрать телефон у ученика?
Отношения формально должны строиться на основе профессиональной преподавательской этики. Преподаватель школы, особенно в начальных классах, должен понимать, что работать ему придется в не самых легких условиях. Но несмотря на это, применять самостоятельные меры воздействия по отношению у обучающимся нельзя. Это прописано в диспозициях методических рекомендаций за номером 351-ФЗ (МО ноябрь 2016 года). Поэтому забирать телефон, даже на время урока — нельзя.
В этом отношении родители задаются вопросом относительно того,имеет ли право учитель забирать телефон у ученика статья за это действие предусматривает ответственность? В первую очередь, такой статьи нет. Во-вторых, учитель должен обратиться к руководству школы с описанием сложившейся проблемы.
Законно ли повышение голоса на учеников?
Также родители интересуются, имеет ли право учитель повышать голос на ученика? В отличии от остальных оснований, здесь не следует относится к этому слишком категорично. Если специалист кричит во время учебного процесса на ребенка, без перехода на личности и без прямых оскорблений, то это не будет считаться нарушением.
Повышение голоса, как такового, вовсе может и не быть, потому что у человека от природы голос может быть высоким.
Качества первого школьного учителя
В современной системе образования понятие «педагог начальной школы» стало использоваться более широко, чем раньше. Если когда-то его функции были ограничены только тем, что он давал базовые знания детям, то теперь его поле деятельности значительно расширилось.
Поэтому требования к качествам учителя начальных классов теперь следующие:
- он является не только педагогом, но и воспитателем;
- должен знать психофизиологические особенности детей;
- он должен суметь организовать деятельность своих подопечных;
- педагог активно взаимодействует с детьми и их родителями;
- готовность к постоянному саморазвитию;
- учитель должен создать оптимальные условия для обучения;
- помогает учащимся взаимодействовать с окружающей средой;
- владеет современными методиками обучения.
Учитель начальных классов не соизмерим с педагогами среднего и старшего звеньев. Его функции даже шире, поскольку он всегда является классным руководителем и преподает несколько дисциплин. Конечно, немаловажными являются качества учителя как профессиональные, так и личные.
Может ли педагог защитить свои права?
- Педагог может обратиться в один из филиалов профсоюза «Учитель» – они работают в 24 регионах.
- Если в вашем городе нет профсоюза, можно создать собственный филиал совместно с 2 другими учителями.
- Убедить коллег в собственной школе помочь отстоять трудовые права или разрешить моральный конфликт. В некоторых случаях учащиеся совместно с родителями могут выступить на стороне педагога.
- Знать свои права, не дать развернуть ситуацию против себя.
Профсоюз привлекает внимание к обсуждению проблем системы образования, призывает к диалогу родителей, учащихся, чиновников, потому что проговаривание проблем, поиск путей их решения приводит к возникновению диалога, вниманию со стороны власти. По отдельным вопросам профсоюз разрабатывает проекты документов и направляет их в органы законодательной власти
Что говорит закон
Побои и оскорбления со стороны учителя — это преступление, за которое педагог должен нести наказание. Не стоит закрывать на это глаза, ведь безнаказанность, как мы знаем, влечёт за собой повторные правонарушения. Если учитель понесёт заслуженное наказание, есть шанс, что от его действий больше не пострадает ни один ребёнок.
Что же делать, если вашего сына или дочь ударил учитель? Рассказывает эксперт Общественной Палаты по защите прав детей, адвокат Вадим Кудрявцев:
— В последнее время в СМИ действительно участились рассказы о чудовищных историях, когда в детских садах и школах детям наносили телесные повреждения, и делали это учителя. Перед родителями в таких случаях встаёт вопрос: куда и как обращаться? Как юрист могу ответственно заявить, что нанесение телесных повреждений вашему ребёнку является преступлением и карается согласно российским законам. Если вы столкнулись с такой ситуацией, нужно вызвать сотрудников полиции, зафиксировать телесные повреждения и сразу написать заявление о возбуждении уголовного дела. Если повреждения серьёзные, нужно обратиться в Следственный Комитет по месту совершения преступления.
Если вы просто недовольны работниками воспитательных учреждений или считаете, что есть какие-то нарушения закона, и это не связано с конкретными преступлениями в отношении вашего ребёнка, можете обратиться в прокуратуру и просить провести проверку в отношении работников воспитательных учреждений.
Ольга Нянькина, адвокат, управляющий партнёр Адвокатского бюро Москвы «Нянькин и партнёры», добавляет:
— Если ваш ребёнок стал жертвой физического насилия со стороны педагога, в первую очередь, необходимо обратиться в травмпункт или детскую поликлинику, где зафиксировать следы побоев, если таковые сохранились. Следующий шаг — обращение с заявлением в органы управления образованием, на территории которого находится школа, а наряду с этим — и к руководству самого образовательного учреждения — директору школы.
При отсутствии следов физического насилия, либо, если насилие проявилось в оскорблениях, иных формах психологического насилия или просто неэтичном поведении, важно подробно расспросить ребёнка о действиях педагога, его высказываниях. Также стоит поговорить с детьми, ставшими очевидцами происшествия — это делать стоит через контакт с их родителями
Убедившись в том, что ребёнок действительно подвергся насилию, подавайте заявление в администрацию учебного заведения с просьбой принять меры в отношении педагога. При наличии аудио- или видеодоказательств приложите запись к своему обращению.
По факту обращения в школе обязаны провести служебную проверку, в ходе которой должны опросить участников происшедшего.
Учитель, который допустил противоправные действия в отношении ученика, может быть привлечён к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
- Так, в соответствии с пунктом вторым статьи 336 Трудового кодекса РФ, дополнительным основанием прекращения трудового договора с педагогическим работником является однократное применение методов воспитания, связанных с применением физического или психического насилия в отношении ученика или воспитанника.
- Если в отношении ребёнка применено физическое насилие, педагога могут привлечь к уголовной ответственности по статье 115 «Причинение лёгкого вреда здоровью» или 117 «Истязание» Уголовного кодекса России, либо по статье 6.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Побои».
- Совершение преступления педагогическим работником в отношении несовершеннолетнего воспитанника является отягчающим ответственность обстоятельством в силу статьи 63 УК РФ.
- В отдельных случаях действия учителя могут быть квалифицированы по статье 156 Уголовного кодекса РФ за ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию ребёнка педагогическим работником, если оно сопряжено с жестоким обращением с воспитанником.
Разумеется, у законного представителя сохраняется право обратиться в суд с иском в порядке гражданского судопроизводства. В данном случае требования истца будут посвящены взысканию компенсации морального вреда, а также расходов, связанных с оказанием психологической или медицинской помощи ребёнку, как с самого педагога, так и с образовательного учреждения.
Другие снования увольнения учителя
В ст. 77 ТК РФ приведены общие основания для прекращения трудового договора с любым работником, в том числе и с учителем. Это:
- инициатива самого работника;
- соглашение обеих сторон;
- инициатива работодателя.
Уволить учителя по последнему основанию довольно сложно, только при наличии следующих причин, которые перечислены в ст. 81 ТК РФ:
- прогул;
- сокращение численности штата школы или должностей;
- ликвидация школы или ее реорганизация;
- несоответствие занимаемой должности. Несоответствие может быть установлено только по итогам аттестации. В ст. 49 Федерального Закона от 29. 12. 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» сказано, что аттестация проводится для подтверждения квалификации педработника. Но руководитель образовательного учреждения не обязан увольнять учителя. Он может направить его на курсы повышения квалификации, либо перевести на иную должность. Если учителя не устраивает ни один из вариантов, то трудовой договор с ним расторгается на основании п. 3 ст. 81 ТК РФ;
- появление учителя на рабочем месте в состоянии алкогольного или другого вида опьянения. Этот факт должен быть зафиксирован медиком. Директор школы имеет право применить к учителю такой вид дисциплинарного взыскания как увольнение;
- совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
- совершения хищения на рабочем месте. Вина учителя должна быть доказана в судебном порядке. Поэтому директор должен вызвать сотрудников полиции. После проведения следственных мероприятий, дело будет передано в суд. Если суд докажет вину учителя, директор увольняет последнего в течение месяца после вынесения решения.
Как выставляются отметки и что делать, если отметка кажется несправедливой
В школах должны быть прописаны правила по выставлению отметок: критерии и порядок оценивания за устные ответы, письменные работы, четверть, год. Закон передает вопрос оценивания полностью в ведение школ и только для 9 и 11 класса вводит обязательный порядок:
— итоговые отметки за 9 класс по предметам ОГЭ — это среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок, они выставляются в аттестат целыми числами по правилам математического округления (до 4,4 — округляем до 4, от 4,5 — округляем до 5);
— итоговые отметки за 11 класс — это среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок за каждый год обучения, они выставляются в аттестат целыми числами по правилам математического округления.
Если ученику и родителям кажется, что учитель несправедливо ставит отметки, снижает оценку за поведение, за отсутствие книг и тетрадей или пропуски занятий, если учитель не выставляет отметки в дневник и не знакомит с результатами контрольных работ, — сперва нужно поговорить с учителем.
Если разъяснения учителя вас не устроят, обратитесь к администрации школы. Придется ознакомиться с локальными актами, где прописаны критерии выставления отметок, и понять, правомерно ли действовал учитель. Если действия учителя кажутся вам несправедливыми — напишите заявление или жалобу на имя директора с просьбой о пересмотре отметки, приведите ваши аргументы. Еще родители могут обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (должна быть создана в школе), в органы управления образованием и даже в суд.
![]() |
Когда ребенка могут отчислить из школы за неуспеваемость
ФЗ «Об образовании» не содержит такого основания для отчисления ребенка из школы как неуспеваемость.
Ребенок считается неуспевающим, если у него есть академическая задолженность. Иными словами он получил двойку на промежуточной (итоговой) аттестации, не был к ней допущен из-за пропусков или пропустил аттестацию без уважительной причины.
Школа обязательно должна дать отстающему ученику возможность исправиться и повторно пройти промежуточную аттестацию (дважды). Согласно письму Минобрнауки №АК-2655/05 школьнику «должна быть предоставлена возможность пройти промежуточную аттестацию не более 2 раз в пределах 1 года с момента образования академической задолженности».
Но даже если ребенок не смог пройти аттестацию, то его не отчислят. П.9 ст.58 Закона об образовании предлагает следующие варианты действий на усмотрение родителей:
- остаться на второй год;
- перейти на обучение по адаптированным программам;
- перейти на обучение по индивидуальному плану.
Ребенка не могут отчислить из школы, если он не смог дважды пройти промежуточную аттестацию, но согласился остаться на второй год. В законодательстве об образовании данная процедура официально именуется «повторное обучение». Причем, чтобы оставить на второй год нужно получить согласие у родителей. Но даже если родители просят отправить ребенка на повторное прохождение школьной программы, то при отсутствии у ученика двоек школа не вправе удовлетворить его просьбу.
В случае, если родители отказываются от выбора всех предложенных им трех вариантов, то школа может пожаловаться в комиссию по делам несовершеннолетних на уклонение родителей от исполнения своих обязанностей по обучению ребенка.
Какие права имеет учитель в школе
Права ребенка и учителя в школе могут зависеть от условий образовательной программы, возраста воспитанников, требований учебного заведения и иных факторов. Ниже рассмотрим, как реализуются права учителя в школе по наиболее спорным вопросам, возникающим у родителей и учеников.
Имеет ли учитель право задерживать после звонка
Имеет ли учитель право задерживать после звонка и чем регламентируются такие правила? Продолжительность уроков устанавливается федеральными стандартами обучения и зависит от возраста учеников, особенностей предмета, режима работы школы и иных показателей. Как правило, урок длится не более 45 минут, после чего школьникам предоставляется время для отдыха.
Разовая задержка после урока не является существенным нарушением законных прав учеников. Однако систематические задержки свидетельствуют о ненадлежащей организации учебного процесса либо о злоупотреблении педагогом своими правами. По каждому факту нарушений можно подать жалобу на имя директора, а при отсутствии его реакции – в адрес уполномоченных органов.
Имеет ли право учитель бить ученика
Вне зависимости от поведения школьника педагогу запрещено:
- применять физическую силу, выражать угрозу таких действий;
- наносить удары любыми предметами или частями тела;
- поощрять применение насилия со стороны других учеников.
Педагог обязан защищать каждого воспитанника своего класса и школы. Поэтому в обязанности учителей входит предотвращение и пресечение насильственных действий, драк или угроз. Если для предотвращения физического вреда другим ученикам педагог будет вынужден применить силу, обязательно проводится проверка обоснованности его действий. При расследовании будет устанавливаться адекватность и соразмерность действий, наличие реальной угрозы и иные факторы.
Доказанный факт насилия, побоев или иного физического воздействия является основанием для увольнения педагога. Кроме того, в зависимости от степени наступившего вреда будет рассматриваться вопрос о привлечении к уголовной или иной ответственности.
Имеет ли право учитель задерживать после уроков
Имеет ли право учитель задерживать после урока? Для точного ответа на этот вопрос, нужно руководствоваться положениями Устава школы и нормативных актов. Например, оставление после уроков будет правомерным, если это время предоставлено Уставом для дополнительных занятий или отработки отдельных программ. Однако по истечении общей продолжительности учебного дня принудительное оставление детей в школе не допускается.
Имеет ли право учитель отказаться от класса
Прикрепление педагогов к определенным классам носит условный характер и определяется спецификой обучения и руководства образовательным процессом. Имеет ли право учитель отказаться от класса по собственному желанию? В этом случае все зависит от внутренних положений школы. Если такой отказ не предусмотрен, действия педагога будут рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины. Руководство образовательного заведения может удовлетворить просьбу об отказе от класса, если это не сорвет образовательный процесс и отвечает интересам учеников и педагога.
Имеет ли право учитель занижать оценки
Оценка знаний должна носить объективный и достоверный характер вне зависимости от отношений учеников и педагога. Имеет ли право учитель занижать оценки, если школьник систематически нарушает дисциплину, мешает проведению уроков? Такие действия являются нарушением стандартов обучения, так как на оценку влияет только уровень знаний ученика и его подготовки к уроку, экзамену или иному виду проверки.
Уставом школы может предусматриваться специальное правило об отсутствии отрицательных отметок ученикам начальных классов. Закону это не противоречит, поэтому при ответе на вопрос, имеет ли право учитель ставить 2, нужно учитывать положения внутренних актов школы. При выявлении необъективности оценок родители вправе обратиться с жалобой к директору, потребовать дополнительную проверку знаний, в том числе с участием других педагогов.
Право на свободу слова, совести и выражение личных убеждений
Статья 14 Конвенции о правах ребенка
Что такое
Ребенок может иметь идеологические взгляды, исповедовать любую религию, в том числе менять ее, если захочет, высказываться об этих взглядах, если это не нарушает законы РФ.
Как нарушают
Директора школ часто угрожают исключением ученикам, которые выражают оппозиционные взгляды или ходят на митинги. Эти случаи происходят по всей стране. При этом нередко администрация и учителя узнают, что ученики участвовали в политических акциях, по репостам в соцсетях. Иногда их мониторят целенаправленно.
Кроме того, детям не обеспечивают условия для соблюдения религиозных обязанностей. Например, в Челябинской области имам жаловался на то, что его детям, ученикам общеобразовательной школы, не удается совершать намаз. Но это, скорее, происходит не по злому умыслу, а потому, что администрация не может понять, как действовать в подобной ситуации.
Где и сколько лет учиться
Поскольку в России существует две системы педагогического образования (одна установилась в ходе истории возникновения государства, вторая пришла с запада), то и форм обучения этой специальности несколько.
В правовых нормативных актах дано следующее описание:
- Колледжи – первая ступень образования. Как правило, учатся тут не более 3,5 лет. Готовят в таких заведениях учителей дошкольного профиля и преподавателей начальных классов.
- Вузы – вторая ступень. Возможны как профильные учреждения, так и университеты, где подготавливают психологов. Учатся здесь дольше до 4 лет на бакалавров и до 6 лет на магистров. Причем бакалавриат и магистратура здесь выступают этапами высшего образования.
- Аспирантура – третья высшая ступень. Из этих заведений выходят преподаватели высшей категории. Как правило, они работают в высших учебных заведениях.
К чему приводит жалоба на учителя школы?
О±ÃÂÃÂýþ öðûþñð ÃÂþôøÃÂõûõù ýð ÃÂÃÂøÃÂõûàÃÂúþûàÿÃÂøòþôøàú ÿÃÂþòõÃÂúõ ÃÂþ ÃÂÃÂþÃÂþýàúþüÿõÃÂõýÃÂýÃÂàþÃÂóðýþò. ÃÂýð üþöõàÿÃÂøòõÃÂÃÂø ú ÃÂûõôÃÂÃÂÃÂøü ÃÂõ÷ÃÂûÃÂÃÂðÃÂðü:
- ýðÃÂÃÂÃÂõýøõ ýõ òÃÂÃÂòÃÂàø üõàò þÃÂýþÃÂõýøø ÃÂÃÂøÃÂõûàÿÃÂøýøüðÃÂàýõ ÃÂÃÂðýÃÂÃÂ;
- ýõÃÂõÃÂÃÂõ÷ýþõ ýðÃÂÃÂÃÂõýøõ ÃÂÃÂðýõàÿþòþôþü ôûàÿÃÂþÃÂøûðúÃÂøÃÂõÃÂúþù ñõÃÂõôÃÂ;
- ÃÂÃÂô ÿÃÂþòøýýþÃÂÃÂõù ÿÃÂøòõôõàú ôøÃÂÃÂøÿûøýðÃÂýþüàò÷ÃÂÃÂúðýøÃÂ;
- ÃÂõÃÂÃÂõ÷ýþõ ýðÃÂÃÂÃÂõýøõ ÃÂÃÂðýõàÿþòþôþü ôûàÃÂòþûÃÂýõýøààÃÂðñþÃÂàøûø ÿÃÂøòûõÃÂõýøàú ðôüøýøÃÂÃÂÃÂðÃÂøòýþù þÃÂòõÃÂÃÂÃÂòõýýþÃÂÃÂø;
- ÃÂóÃÂþ÷ð öø÷ýø ø ÷ôþÃÂþòÃÂàÃÂõñõýúð üþöõàÿþòûõÃÂà÷ð ÃÂþñþù ÃÂóþûþòýÃÂàþÃÂòõÃÂÃÂÃÂòõýýþÃÂÃÂÃÂ.
Где учиться на учителя?
На педагогов учат в профильных вузах, колледжах, техникумах. Но если у вас уже есть любое высшее или среднее профессиональное образование, то получить квалификацию педагога можно не за 3-5 лет, а за несколько месяцев. Для этого необходимо пройти курсы профессиональной переподготовки.
Эксперты-практики АНО ДПО «УрИПКиП» разработали дистанционные* курсы по всем дисциплинам школьной программы, а также общие курсы по педагогике, на которых можно получить квалификации «Воспитатель», «Педагог» и т. д. При выборе программы учитывайте базовый уровень своей подготовки и цели, которые перед вами стоят. Предположим, вы хотите преподавать математику:
Если у вас есть диплом педагогического вуза, колледжа, техникума по любому направлению, пройдите курс на 620 часов и получите квалификацию «Учитель математики». Также можно поступить на программы объемом 1108 часов, которые готовят к преподаванию сразу двух дисциплин школьной программы:
Учитель математики и физики. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС
1108 часов (9.5 мес.)
Квалификация: Учитель математики и физики
25900 руб. 14900 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Учитель математики и информатики. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС
1108 часов (9.5 мес.)
Квалификация: Учитель математики и информатики и ИКТ (информационно-коммуникационных технологий)
25900 руб. 14900 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Если у вас есть диплом о высшем или среднем профессиональном образовании по направлению «Математика», но нет педагогической подготовки, вам подойдет:
Учитель математики. Технологии проектирования и реализации учебного процесса в основной и средней школе с учетом требований ФГОС
340 часов (3 мес.)
9300 руб. 6200 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
От более длинных программ он отличается тем, что не включает в себя модулей по математическому анализу, алгебре, теории чисел и пр. — если вы уже изучали математику в колледже или вузе, эти дисциплины вам хорошо известны. Упор в программе сделан на изучение ФГОС, педагогики, методики воспитания.
Чтобы получить более глубокие знания и навыки в области педагогики, можете дополнительно пройти курсы с присвоением квалификации «Педагог».
Личностные качества учителя
Очень важно, чтобы у педагога была теоретическая база, которая является основой образовательного процесса. Но даже если человек знает все о воспитании и обучении детей, он может и не стать хорошим преподавателем
Каким должен быть учитель с личностной точки зрения? Квалифицированного специалиста определяют следующие качества:
- Любовь к детям, процессу воспитания в них человечности и правильных жизненных ценностей.
- Понимание минусов профессии учителя.
- Стремление к самосовершенствованию.
- Умение в каждом найти положительные качества.
- Правильная оценка своих возможностей как учителя.
Что такое авторитет учителя и зачем он нужен
С чем не стоит путать авторитет учителя
Когда мы выходили на практику в университете, подрабатывали, тогда еще будучи студентами, в школе, а потом уже и устраиваясь на работу учителями, часто слышали в качестве поддержки от опытных преподавателей фразу «Все у вас получится. Молодых дети любят».
С одной стороны, приятно, конечно, было осознавать, что у нас в кармане такой замечательный козырь как молодость. А с другой — в голове четко отложилось понимание того, что установить контакт с детьми — это сделать так, чтобы они тебя полюбили. Но, как очень скоро показал опыт, одной любви слишком мало для построения полноценного учебного процесса.
Излишняя доброта, не подкрепленная строгостью и четкостью, чаще всего приводит к попустительскому отношению со стороны большинства учеников — недоделанные задания, забытые тетради, невыполненные обещания.
Когда я стала разбираться в этом вопросе подробнее, услышала от одной из коллег: «Вот у меня на уроках всегда идеальная дисциплина. Ни одного лишнего звука». А в ответ захотелось сказать: «Женщина, я сама Вас боюсь». Страх перед учителем — тоже довольно странный вид отношений. Он вряд ли даст полноценный результат тем, кто готов работать, потому что часть энергии будет тратиться на подавление негативных эмоций.
Что авторитет учителя значит для меня
Уже много лет находясь в сфере образования, анализируя свою работу и опыт коллег, я пришла к выводу, что авторитет учителя — это особое состояние. В первую очередь, то, как сам педагог себя воспринимает и позволяет относиться к себе другим — не только детям, но и взрослым, коллегам и родителям. Здесь важны:
- самооценка;
- всестороннее саморазвитие;
- постоянная работа над собой;
- четкое осознание своей позиции;
- понимание, что изменения неизбежны.
Для детей авторитет учителя — это понимание того, как можно и нужно относиться к учителю. Каждый ребенок сначала интуитивно оценивает учителя: стоит ли этому человеку доверять, слушать и выполнять его требования. Ответы на эти вопросы, как правило, появляются очень быстро, и изменить отношение детей в дальнейшем практически невозможно.
Авторитет учителя — это основа для построения правильных деловых и не только отношений между всеми участниками учебного процесса, к которым относятся и дети, и педагоги, и родители. Последние играют очень важную роль. В наше время, когда родители спокойно обсуждают учителей в присутствии детей, а то и вместе с ними, их мнение оказывает большое влияние на учеников, их отношение к уроку и учителю. Поэтому педагогу, по сути, приходится каждый день заново подтверждать и отстаивать свой авторитет, доказывать детям, что дальнейшее сотрудничество выгодно. Как в бизнесе, а что делать?
От системы дополнительного образования остались одни ошметки
Но закрывают не только коррекционные и вечерние школы. Развал системы образования имеет еще один важный аспект. От системы дополнительного образования, созданной в советское время, к настоящему моменту остались одни ошметки. Если государство хоть как-то гарантирует своим гражданам доступность среднего школьного образования, то про дополнительное речи не идет. Огромное количество секций, кружков, клубов было закрыто. Оставшиеся переведены на платную основу. Несмотря на это, педагоги дополнительного образования получают самые маленькие зарплаты.
Таланты и способности не развиваются, а закапываются в землю.
Когда я учился в школе (а это была середина 90-х годов), один из учителей, используя еще советские запасы, организовал фотокружок. Покупать ничего было не нужно, реактивы, пленки, необходимое оборудование предоставлялись школой. Я помню время, когда в подвале городского центра детского туризма стояли стеллажи с консервами и крупами, а руководитель, ведущий детскую группу в поход, мог оформить заявку и получить продукты.
Недавно беседовал со своей ученицей, занимающейся спортом. Она поведала мне, что поездка на соревнования в соседнюю область обходится ей в 15000 рублей. И это без учета ежемесячной оплаты тренировок. Такие расходы далеко не каждому родителю по карману. Стоит ли удивляться тому, что уровень подростковой преступности неуклонно растет, а количество спортивных и научных успехов российских школьников так же неуклонно снижается.
Чем занимается учитель в школе
Школьный учитель – это педагог с высшим образованием, который готовит и проводит уроки в школе. Трудовая деятельность преподавателя подразумевает выполнение следующих обязанностей: воспитание и просвещение школьников, проведение внеклассных мероприятий, выставление оценок, подготовка отчетов и пр.
По своей специализации учителя подразделяются на:
-
педагогов начальных классов;
-
педагогов-предметников (преподаватели русского языка и литературы, математики, физики, химии, биологии, географии, иностранного языка, музыки и пения, изобразительного искусства и т.д.).
Получить начальное образование и работать в 1-4 классах можно, окончив педагогический колледж. Чтобы стать преподавателем по одному из школьных предметов, необходимо получить высшее педагогическое образование.
Работа школьным учителем – это призвание, так как недостаточно просто стать специалистом в этой сфере. Профессионалами становятся только те, кто получает удовольствие от общения с детьми и любит свою профессию.
Источник фото: stockking/freepik
Как помочь ребенку избавиться от негативного отношения со стороны учителя?
Существует несколько способов, с помощью которых вы сможете наладить отношения ребенка с учителем. Или, как минимум, не допустить негативного отношения со стороны педагога.
Давайте рассмотрим их.
Способ #1: Поговорите с учителем
Сначала вам нужно попробовать поговорить с учителем ребенка «по-хорошему». Потом, если он не изменит своего отношения, можно будет переходить к более решительным мерам.
Сначала вам нужно подойти к преподавателю. И в добром тоне спросить, как учится ваш ребенок.
Если преподаватель скажет, что у него есть какие-либо проблемы, то попробуйте вместе решить их. Выслушайте точку зрения преподавателя. Постарайтесь разобраться, возможно ваш сын действительно плохо ведет себя на уроках. Если так и окажется, то вам нужно пообещать педагогу исправить ситуацию. И добиться того, чтобы ребенок не допускал таких ошибок на уроках, как раньше.
Если же ребенок исправится, но преподаватель все равно будет относиться к нему предвзято, то нужно переходить к более решительным мерам. Разговору в ультимативном тоне.
Если не поможет и это, то нужно:
- Разговаривать с директором.
- Писать жалобы.
- Обращаться в СМИ.
И так далее.
Однако, вначале рекомендуем всё-таки переговорить с учителем. Возможно, вам удастся добиться какого-либо компромисса.
Способ #2: Поговорите с директором
Если преподаватель продолжает придираться к вашему ребенку даже после личного разговора, то переходите к более решительным мерам. Пойдите к директору. И объясните ему ситуацию, которая возникла вокруг него.
Если вы приведете доказательства вины учителя, то ему могут сделать выговор. Или даже уволить с работы. Так вы сможете добиться того, чтобы придирки со стороны учителя прекратились.
Как разговаривать с директором?
С директором нужно разговаривать спокойно и уважительно. Если вы будете на него кричать, то результата добиться не сможете. Он не повлияет на придирающегося преподавателя. А еще, он может устроит проблемы с учебой вашему ребенку. Придирки будут исходить не только с его стороны, но и со стороны директора.
Способ #3: Подайте жалобу на преподавателя в министерство образования
Вы можете подать жалобу на учителя в министерство образования. Однако, для этого вам нужно найти хорошие доказательства вины педагога. И, желательно, привести с собой в министерство нескольких свидетелей. Которые подтвердят вину педагога.
Если вы соберете сильные доказательства, то преподавателя могут уволить. И он больше не будет докучать вашему ребенку.
Способ #4: Осветите проблему в средствах массовой информации
Если преподаватель ребенка перегибает палку (оскорбляет и бьет его), то чаду нужно записать правонарушения на видео. А затем отправить эту запись в средства массовой информации. Попросить их осветить имеющуюся проблему.
Если ситуация вокруг учителя будет резонансной, то СМИ гарантированно возьмутся за имеющуюся проблему. И снимут сюжет об учителе. Добьются его увольнения.
Способ #5: Если вышеназванные меры не помогают, то переведите ребенка в другую школу
Если никакие способы не помогают вам решить проблему с педагогом, то пойдите на крайнюю меру. Переводите малыша в другую школу. Там он сможет учиться без гнета со стороны учителя. И получать заслуженные оценки.

Эта тема закрыта для публикации ответов.