Что можно и нельзя учителю на уроке

Алан-э-Дейл       12.01.2023 г.

Оглавление

Нужно планировать заранее, что делать в нештатной ситуации

В одной школе (это была школа для детей с девиантным поведением) я видела памятку для сотрудников: что делать, если ученик пришел на урок пьяным, если грубит учителю, если у него истерика, если его поведение угрожает его безопасности и безопасности других. В некоторых случаях учителю предлагалось вызвать дежурного администратора, препроводить ученика к нему в кабинет — и заниматься выяснением отношений после урока.

Фото: Сергей Михеев / Вологодская правда

Школы этой давно нет, она расформирована, опыт, кажется, так и остался невостребованным другими учебными учреждениями. А жаль: когда план действия в чрезвычайной ситуации заранее известен, учитель может быстро сориентироваться и вести себя профессионально, а не эмоционально.

Большинство случаев, когда учитель «срывается» на уроке, обусловлено его непрофессиональной реакцией на детскую провокацию: учитель начинает грубить ребенку в ответ. А вот какое поведение было бы профессиональным? Это ведь можно отрабатывать на тренингах, этому можно учить, это не так сложно организовать, как кажется, но никому это не приходит в голову. В конце концов, ситуация «ученик грубит учителю» возникает в школах гораздо чаще, чем «ученик пришел с ружьем»; однако все знают, что во втором случае надо забаррикадировать дверь и сказать ученикам залезть под парты, а что делать в первом случае — вопрос, открытый для учительской импровизации. 

Какие права имеет учитель в школе в 2018 году

В любой учебной организации должная программа образования предполагает в отношении преподавателей школы следующие преференции:

  • получать соразмерное денежное вознаграждения, согласно имеющейся квалификации;
  • иметь все элементарные условия для оказания образовательных услуг;
  • рассчитывать на помощь в организации учебного процесса со стороны руководителя школы;
  • пользоваться всеми социальными и материальными гарантиями, рассчитанными законом для бюджетной категории;
  • получать положенный отпуск в соответствии с графиком деятельности.

Имеет ли учитель право выгонять с урока ученика?

Такого права в отношении учителя нигде не закреплено. Если ученик систематически нарушает дисциплину, либо своими действиями мешает проведению учебного процесса, то преподаватель школы в этих случаях не сможет выгнать его из класса. Это является нарушением формальной должностной инструкции, что может послужить применением санкций в отношении специалиста.

Вместо того чтобы выгонять учащегося из класса, тем самым нарушая образовательный порядок, специалист должен вызвать в класс руководство школы, которое обязательно найдет пути решения описываемой проблемы. Самостоятельные воспитательные меры здесь к проведению не допускаются.

Есть ли право у учителя забрать телефон у ученика?

Отношения формально должны строиться на основе профессиональной преподавательской этики. Преподаватель школы, особенно в начальных классах, должен понимать, что работать ему придется в не самых легких условиях. Но несмотря на это, применять самостоятельные меры воздействия по отношению у обучающимся нельзя. Это прописано в диспозициях методических рекомендаций за номером 351-ФЗ (МО ноябрь 2016 года). Поэтому забирать телефон, даже на время урока — нельзя.

В этом отношении родители задаются вопросом относительно того,имеет ли право учитель забирать телефон у ученика статья за это действие предусматривает ответственность? В первую очередь, такой статьи нет. Во-вторых, учитель должен обратиться к руководству школы с описанием сложившейся проблемы.

Законно ли повышение голоса на учеников?

Также родители интересуются, имеет ли право учитель повышать голос на ученика? В отличии от остальных оснований, здесь не следует относится к этому слишком категорично. Если специалист кричит во время учебного процесса на ребенка, без перехода на личности и без прямых оскорблений, то это не будет считаться нарушением.

Повышение голоса, как такового, вовсе может и не быть, потому что у человека от природы голос может быть высоким.

Что не имеет права делать учитель по отношению к ученику?

Недопустимые в рамках любой школы действия выражаются в следующем:

  • нельзя делать никаких оскорбительных замечаний;
  • оказывать физическое воздействие;
  • ставить в угол;
  • выгонять из классного кабинета;
  • забирать (даже на время урока) личные вещи — телефоны, игрушки, плееры, и другие приспособления;
  • кричать с отходом от учебного процесса;
  • проявлять к ребенку личное отношение в обход образовательного процесса.
  • Эти действия специалист делать не имеет права в любой школе РФ.

Ответственность за оскорбление ученика

Такая ответственность может заключаться в разовом дисциплинарном взыскании. Если указанные нарушения являются уже систематическими, то закон в этом случае предполагает ответственность в виде прямого отчисления из штата школы.

Поэтому вопрос относительно того, имеет ли учитель право оскорблять ученика при всем классе, сам по себе является неуместным. Ни наедине, ни при всем классе прямые оскорбления в адрес учащегося не допускаются.

Как понять, предвзято относится преподаватель к ребенку или же он ставит оценки по знаниям?

Между объективностью и предвзятостью преподавателя очень тонкая грань. Чтобы понять, нужно вмешиваться в процесс обучения или нет, родители должны проанализировать отношение педагога к их сыну/дочке.

Для этого вам нужно поговорить с ребенком по поводу преподавателя:

  1. Попросить ребенка объяснить ситуацию со своей стороны. Пусть расскажет, как учитель относится к нему. Не обижает ли он его при всем классе. Объективно ли педагог, по мнению ребенка, ставит ему оценки.
  2. Позвонить родителям одноклассников ребенка. Попросить их поговорить со своими детьми. Узнать у них, действительно ли отношения ребенка и педагога такие, как рассказал ваш ребенок. Или же он преукрасил некоторые факты. И учитель относится к нему так же, как к другим ученикам.
  3. Узнайте у родителей одноклассников ребенка, есть ли проблема с конкретным педагогом у их детей. Спросите, ставит ли педагог плохие оценки и их чаду. Или же подобная проблема наблюдается только у вашего ребенка.
  4. Отправьтесь в школу к педагогу, с которым у вашего ребенка плохие отношения. Скажите, что пришли в учебное заведение для проверки оценок. 
  5. Во время беседы проследите за поведением педагога. Посмотрите, добродушный ли он. Не ведет ли он себя странно.
  6. Спросите у преподавателя, как учится ваш ребенок. Не подрывает ли он дисциплину. И хорошо ли ведет себя на занятиях. Если у ребенка есть проблемы по предмету, то педагог, скорее всего, скажет об этом сразу. В процессе разговора вы поймете, относится ли учитель к вашему ребенку предвзято. Или же ставит ему объективные оценки.

Обратите внимание! Если у одноклассников ребенка аналогичные проблемы по конкретному предмету, то, скорее всего, учитель просто любит свою работу. И строго относится к изучению его предмета

Если же у преподавателя плохое отношение только к вашему ребенку, то проблема может действительно заключаться в предвзятом отношении.

Объясните ребенку, что если педагог его недолюбливает — это не страшно

Скажите чаду, что его преподаватель в школе — такой же человек, как и все остальные. То, что ему может не нравиться определенный ученик — это нормально. Поскольку каждый имеет право любить или не любить другого человека.

Скажите ребенку, чтобы ни в коем случае не обижался на своего педагога. И не думал, что если его не любит учитель, то он плохой или глупый. Это не так.

Объясните, что конфликты с учителями — это вполне нормально. Скажите, что каждый ученик проходил через плохие отношения с преподавателем. Даже вы.

Подготовьте ребенка к тому, что у него могут возникать конфликты с учителями в школе

Когда учителя ставят детям плохие оценки, это сильно бьет по их самооценке. Ребенок считает, что он глупый. И что он хуже, чем свои одноклассники.

Чтобы плохие взаимоотношения с преподавателем не ударили по самооценке ребенка, вам нужно провести с ним воспитательную работу. Помочь школьнику укрепить веру в себя. И морально подготовить к тому, что педагог может не любить его.

Для этого вам нужно проделать следующие действия:

  1. Показывайте ребенку свою любовь и поддержку. Помогайте ему справиться с проблемными ситуациями, которые могут возникать в процессе учебы. Например, с плохими оценками. Так ребенок сможет понять, что родители его любят. И что они поддержат его в любой ситуации. Даже если учитель будет говорить, что ребенок плохой.
  2. Объясните ребенку, что он — полноправный член общества. А значит преподаватель не имеет права его обижать. Оскорблять. И унижать. О любых случаях нарушения прав со стороны учителя ребенок должен сообщать вам. Чтобы вы имели возможность пресечь любые попытки преподавателя унизить чадо.
  3. Узнайте, хорошо ли ребенок ведет себя на уроках. Если он не слушает преподавателя и сам провоцирует конфликт, то встаньте на сторону учителя. Скажите ребенку, чтобы он начал вести себя более дисциплинировано. Объясните, что в противном случае преподаватель будет продолжать ставить ему плохие оценки. И ухудшит его успеваемость.
  4. Проинструктируйте ребенка по поводу того, как себя вести, если его обижает учитель. 
  5. Продумайте, что будете делать, если преподаватель будет продолжать оскорблять и унижать ребенка. Вы можете применить самые разные меры воздействия. Начиная от прямого разговора с педагогом. И заканчивая беседой с директором. А также написанием жалобы в министерство образования.

С помощью этих действий вы сможете подготовить ребенка к потенциальным конфликтам, которые могут возникнуть с учителем. Они помогут вашему ребенку начать чувствовать себя более комфортно на уроках.

Не должен делать, но пока не запрещено

Случай из чужой практики

Слышала историю, что одна учительница ставила двойки за то, что ребёнок забывал тетрадь или учебник. Ставила в журнал, ручкой. Ребёнок забывчивый и таких «лебедей» накопилось достаточно, что как бы он не старался в дальнейшем хорошо учиться, выше «3» не выходило. Учитель из добрых побуждений хотел искоренить в ребёнке привычку забывать школьные принадлежности, а в итоге напрочь убил в ребёнке интерес к русскому языку.

Не следует сильно винить учителя и обливать нехорошими словами в присутствии ребёнка этого учителя. Стоит попробовать вежливо поговорить с учителем об этой проблеме или обратиться к завучу.

Право покупать форму — и другие вещи — там, где считаете нужным

Основание: статья 38 закона об образовании.

Зачем. Школа может прописать в уставе или официальном положении требования к школьной форме: цвету, фасону, правилам ношения. Но школа не может обязать родителей покупать школьную форму в определенном магазине, отшивать в одном определенном ателье или закупать централизованно. Это же касается обуви, канцелярских принадлежностей и любых других вещей, которые должны обеспечить родители. При выборе моделей школа должна учитывать мнение родителей.

Как реализовать. Еще до зачисления в школу проверьте устав на сайте. Если в школе есть требования к форме, это должно быть указано в уставе. Потом найдите на сайте или запросите в администрации документ, в котором описаны модели.

Узнайте, где школа предлагает покупать форму — именно предлагает, а не требует. По закону школа имеет право проводить централизованные закупки, это может обойтись дешевле. Но это должно быть совместным решением родителей, после чего школа объявляет торги или закупает форму другим способом, который предусмотрен законом. Но не наоборот: нельзя сначала объявить торги, закупить форму, а потом заставить родителей выкупить ее.

Принимая решение о покупке, просите показать не только фотографии моделей, но и пошитые образцы: часто поставщики шьют форму из ткани, которая колется, быстро закатывается и вытягивается.

Если вы не хотите покупать форму у конкретного поставщика, то не обязаны это делать. Можете сшить форму сами или купить в любом магазине подходящую по описанию модель. Если на собрании вам говорят, что покупать школьную форму нужно в конкретном месте, напомните школьной администрации, что в законах нет такого требования. Если в школьных документах указан поставщик, это нарушение — такое условие недействительно.

Узнайте, кому и какие компенсации положены при покупке формы. Обычно ее бесплатно выдают многодетным и малообеспеченным семьям. Или родителям платят компенсацию в фиксированном размере — условия и суммы зависят от региона.

См. также:

  • Общие требования к школьной форме
  • Сколько стоит форма для первоклассника
  • Как компенсируют расходы на школьную форму многодетным из Москвы

Нарушение положений устава

Чтобы уволить учителя по этому основанию. Необходимо соблюдение следующих условий:

  • совершение грубого нарушения;
  • несколько нарушений в течение учебного года.

Типовой устав образовательного учреждения включает в себя следующие положения:

  • соблюдение локальных актов;
  • добросовестное исполнение своих должностных обязанностей;
  • корректное поведение педагога по отношению к ученикам.

Если педагог не соблюдает эти положения, он нарушает устав. А понятия «грубого нарушения» в законе не определено. Это определяет руководитель образовательного учреждения. Но, чтобы не было разногласий, перечень таких нарушений нужно прописать в уставе учреждения. Это позволит избежать судебных заседаний и разбирательств.

Данные действия педагога попадают под понятие дисциплинарных нарушений, поэтому увольнение нужно производить с учетом ст. 192 и 193 ТК РФ.

Расследование нарушений положений устава можно быть проведено только по письменной жалобе. Копия жалобы вручается самому учителю. Руководитель должен потребовать от нарушителя письменных объяснений. Увольнение возможно только в случае грубейших нарушений, при рядовых нарушениях трудовой дисциплины объявляется замечание, выговор. Причем, если нарушена процедура объявления дисциплинарного взыскания, оно считается не имеющим юридической силы.

Обратите внимание, что предъявить дисциплинарное взыскание можно только за конкретные, документально зафиксированные нарушения трудовой дисциплины, нельзя уволить учителя за то, что он не обязан делать согласно трудовому договору, должностным обязанностям, приказам и документации ОУ, с которой он официально ознакомлен. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, то есть наказание должно быть соразмерно проступку

Читайте вопрос и ответ Сделали выговор, лишили оплаты за классное руководство. Правомерно ли это?

Ученику ничего не будет, а учитель не прав всегда

Современная школа работает по принципу: «Ребенок всегда прав! У него много прав, но нет никаких обязанностей! А учитель не прав, всегда!» На самом же деле такая имитация заботы о правах детей выливается в попустительство и вседозволенность. По сути, школа лишена каких-либо средств воздействия на нарушителей школьных правил. Ученик может опаздывать на уроки, и ему за это ничего не будет. А может вообще не приходить.

Нецензурная брань в общественном месте запрещена законом, но если ребенок ругается матом на уроке, то максимум, что можно сделать, это воздействовать на него морально (но не слишком интенсивно, чтобы это не признали психическим насилием).

Но при этом ребенок может сам выйти с урока. Будет ли учитель отвечать, если ребенок в этом случае прыгнет с крыши, неясно.

Отчислить ребенка из школы тоже нельзя. Никак, никогда, ни при каких обстоятельствах. Даже если ребенок бьет стекла, детей, учителей и директора, все равно не получится. Оставить на второй год можно, но только с письменного разрешения родителей. Даже если у ребенка «2» по всем предметам и родители выступают против повторного обучения, его нужно переводить. Иначе «нарушение прав ребенка…».

Двойки вообще ставить не рекомендуется. Как говорит администрация школы (вероятно, повторяя слова вышестоящих инстанций): «Двойка ученику — это двойка учителю». Если учитель поставил «2» в журнал, он должен ее «закрыть» — поставить вслед за ней хорошую оценку. Если у ребенка все-таки вышла «2» за четверть, учителя вызывают «на ковер», где он рассказывает, что он сделал, чтобы этой двойки не было, и какую работу он провел с ребенком.

Несмотря на столь попустительское отношение к двоечникам, некоторым все же удается оставаться на второй год. В школе иногда встречаются «мертвые души», которые хотя и числятся в журналах, на уроках бывают крайне редко. Они с трудом переходят из класса в класс, просиживая по несколько лет на одной ступени. Но даже они не выходят из школы со справкой.

В нашей школе учился мальчик, назовем его Самир. Каким-то образом ему удалось доползти до 9-го класса. За год я ни разу не видел его на своих уроках, как и другие учителя. Естественно, его пришлось оставить на повторное обучение. Летом в Комитете образования директора отчитали за то, что права ребенка были нарушены. И на следующий год, несмотря на то, что Самир по-прежнему появлялся на уроках крайне редко, до экзаменов его допустили и, насколько мне известно, он их даже сдал.

Тут может возникнуть вопрос: как же круглому двоечнику и второгоднику удалось сдать экзамены? Значит, он не так уж глуп и ленив? Значит, зря его оставляли на второй год? Ответ прост. Дело в том, что в Комитете образования есть установка на то, что экзамены в 9-м классе должны сдать все выпускники. Если ребенок завалил экзамен, он идет на переэкзаменовку, потом еще на одну, и еще. Одна наша ученица умудрилась сдавать обществознание аж 5 раз. По неофициальной информации, на переэкзаменовке за списыванием никто особо не следит и участникам экзамена могут даже помочь. Так что у ребенка попросту нет шанса не сдать экзамен.

Надзорные инстанции оправдывают подобное преступное попустительство защитой прав ребенка. На самом же деле — это равнодушие и страх чиновника за свое место. В школе учатся совершенно разные дети. Часть из них приходят в школу именно учиться, переживают за свое будущее и стремятся к знаниям. Очевидно, что интересы «отличников» и «хорошистов» прямо противоположны интересам «двоечников», которые видят в школе лишь тяжкую обузу, навязанную им родителями и учителями. Государство в лице администрации школ и чиновников встает на сторону нерадивых учеников, забывая о правах тех детей, которые действительно приходят в школу за знаниями.

Полная безнаказанность в школе порождает вседозволенность. На мой взгляд, как человека, много лет отдавшего работе с детьми, именно в этом кроется причина расцвета детской и подростковой преступности в последнее время. Переступая через авторитет учителя, ребенок переступает через авторитет взрослого вообще, а также через моральные запреты и нормы, связанные со взрослой жизнью. Родители, видящие в учителях лишь «обслуживающий персонал», должны быть готовы к тому, что и сами через некоторое время столкнутся с подобным отношением со стороны своих чад.

В Москву, в Москву…

Не опускайте руки, если вам кажется, что на местном уровне не проявили должного внимания к вашей проблеме.

После того, как вы получили ответ из департамента образования региона и он вас не удовлетворил, вы можете обратиться в Министерство просвещения России. 

Но не раньше. Естественно, законом не запрещено обращаться с жалобой  сразу в самую высокую инстанцию, хоть в Администрацию Президента – но нужно понимать, что, если обращению в правительственный орган не предшествует жалоба на более низкий уровень, Минпросвещения просто перенаправит его на рассмотрение в муниципальный орган. 

Ехать в столицу для того, чтобы подать жалобу, необязательно. Ее можно направить письменно как по обычной почте, так и в электронном виде.

Письменная жалоба направляется Почтой России или курьерскими или транспортными компаниями по адресу: 127006, Москва, ул. Каретный ряд, д. 2. Электронное письмо можно отправить по адресу: info@edu.gov.ru

Также на сайте Министерства просвещения есть специальный ресурс для сбора жалоб и обращений – .

Учитель обязан

  • учить (составлять качественные уроки каждый день, проверять тетради, работы и пр.);
  • воспитывать (в процессе урока);
  • следить за здоровьем детей (проветривать кабинет, следить за осанкой, при ухудшении состояния здоровья отправлять в медпункт или в больницу, домой и пр.);
  • соблюдать педагогическую этику (а сюда входит очень многое: быть всегда вежливым, открытым, быть примером для учеников в школе и в быту (были случаи, когда учителя выкладывали в соцсети фотографии с пьянок) и т.д.

Ещё стоит отметить ко всему вышесказанному, что, по сути, на любое, кажущееся ребёнку или родителю неправильное действие учителя, можно подать жалобу администрации школы. Она уже будет решать, действительно ли оно неправильное, или это фантазия ребёнка или прихоть родителя.

Совет мудрому родителю

Если возникает конфликт – всегда нужно разобраться подробно, выяснить мнения обеих сторон. В любом конфликте тем или иным образом виноваты оба. Только беспристрастное расследование поможет избежать больших проблем.

Вот теперь я и хочу вернуться к вышесказанному, сказав, почему учитель вынужден ставить двойки за поведение и некрасивый почерк. Просто это единственное, что ему остается после всех запретов, обязанностей и антирекомендаций для установления дисциплины в классе. Сейчас все качают права, но забывают, что в школу приходят учиться, а не отстаивать уникальность своей личности. Не спорю, учителя разные бывают, но большинство продолжает работать в адском стрессовом режиме, отражая атаки подростков вместо проведения интересных и полезных уроков.

На конец этой статьи я оставила права учителя, которые вроде есть, но их особо никто не соблюдает.

Права и обязанности учителей в школе

Поскольку педагог ведет образовательный процесс и ежедневно общается с несовершеннолетними детьми, его деятельность должна соответствовать закону. Правило «учитель всегда прав» имеет относительный характер, поскольку не допускается ущемление законных интересов учеников и их родителей. Выделим основной перечень прав и обязанностей, которые распространяются на педагогов в школах:

  • каждый педагог должен обладать профессиональным образованием и личными качествами, позволяющими участвовать в обучении детей – обязательным условием является регулярное подтверждение квалификации, ее повышение на курсах и обучающих программах;
  • учитель обязан соблюдать права учеников, в том числе – на объективную оценку их знаний, соблюдение личных прав и свобод, реализацию полного курса образования и т.д.;
  • учитель, как представитель школы, отвечает за физическую и психическую неприкосновенность ребенка – не допускается применение силы или угроз, оскорблений и унижений ребенка, предоставление необоснованных преимуществ при обучении и т.д.;
  • педагог обязан соблюдать стандарты обучения, режим работы образовательного учреждения, кодекс профессиональной этики.

Права учителей по отношению к ученикам находятся под контролем руководства школы, органов прокуратуры, отделов образования и иных ведомств. Кроме того, при выявлении фактов нарушения, родители ребенка вправе обратиться с жалобой на имя директора либо в адрес иных уполномоченных органов. При несоответствии требованиям, которые предъявляет закон об образовании к правам и обязанностям учителя, может наступать дисциплинарная, уголовная или иная ответственность.

Другие снования увольнения учителя

В ст. 77 ТК РФ приведены общие основания для прекращения трудового договора с любым работником, в том числе и с учителем. Это:

  • инициатива самого работника;
  • соглашение обеих сторон;
  • инициатива работодателя.

Уволить учителя по последнему основанию довольно сложно, только при наличии следующих причин, которые перечислены в ст. 81 ТК РФ:

  • прогул;
  • сокращение численности штата школы или должностей;
  • ликвидация школы или ее реорганизация;
  • несоответствие занимаемой должности. Несоответствие может быть установлено только по итогам аттестации. В ст. 49 Федерального Закона от 29. 12. 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» сказано, что аттестация проводится для подтверждения квалификации педработника. Но руководитель образовательного учреждения не обязан увольнять учителя. Он может направить его на курсы повышения квалификации, либо перевести на иную должность. Если учителя не устраивает ни один из вариантов, то трудовой договор с ним расторгается на основании п. 3 ст. 81 ТК РФ;
  • появление учителя на рабочем месте в состоянии алкогольного или другого вида опьянения. Этот факт должен быть зафиксирован медиком. Директор школы имеет право применить к учителю такой вид дисциплинарного взыскания как увольнение;
  • совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
  • совершения хищения на рабочем месте. Вина учителя должна быть доказана в судебном порядке. Поэтому директор должен вызвать сотрудников полиции. После проведения следственных мероприятий, дело будет передано в суд. Если суд докажет вину учителя, директор увольняет последнего в течение месяца после вынесения решения.

Вопрос №1. Имеет ли учитель право выгнать ученика с урока?

Согласно букве закона, учители подобным правом не наделены. Даже в том случае, когда конкретный ученик подрывает образовательный процесс своим поведением, учитель не может выгнать его из класса, так как в данном случае такое решение будет напрямую являться нарушением должностной инструкции представителей интересующей нас профессии.

За подобное нарушение учитель даже может подвергнуться санкциям со стороны руководства школы.

Однако, неподобающее поведение наглых учеников не должно оставаться без внимания. Лучшим выходом из данной ситуации станет:

  • снятие с себя какой-либо ответственности за определение мер пресечения дурного поведения школьника;
  • вызов руководства школы и введение его в курс дела непосредственно во время урока.

Обратите внимание: только в том случае, если вы последуете нашей рекомендации, для вас не случится никаких правовых последствий. Разбираться с учеником должен будет уже директор школы, а не вы

Самостоятельно же принятые действия, направленные против ученика, пусть и самые безобидные (выгнал из класса, отчитал), могут принести вам впоследствии множество неприятностей.

Поскольку законом подобное право не обозначено, учитель не может выгнать ученика с урока

Не отпускать в туалет

Положено отпускать ученика в туалет с урока и с любого занятия

Когда ребенок просится в туалет во время урока, учитель находится в затруднительном положении. С одной стороны, он должен сопроводить ученика, с другой — оставить класс без присмотра тоже нельзя. Четкого указания на выход в туалет в законах нет, но конституцией и законом об образовании предусмотрено право на здоровье и недопустимость причинения умышленных физических страданий.

Отправление естественных нужд — жизненно важная функция, поэтому педагог обязан выпустить ученика. В любом случае за выпущенного ребенка и за остальной класс учитель несет полную ответственность.

Погружение в жизнь учителя

Представьте комнату. Посередине стоит учитель. Со всех сторон он кем-то окружён: детьми, родителями, администрацией школы, вышестоящими органами в сфере образования (Гороно, управление образования, министерство образования региона и государства). Всем от него что-то нужно:
1) детям – строгости (но в то же время свободы), интересных уроков, меньше домашней работы, доброты, понимания, современных взглядов, эрудированности во всех областях и т.д.
2) родителям – компетентности, мудрости, крепких знаний у детей, много свободного времени, чтобы решать проблемы их детей, быстро проверенных тетрадей и ежедневно выставляемых оценок, индивидуального подхода к их ребёнку и т.д.
3) администрации – точно и в срок заполненных отчётов по учебной и воспитательной работе, вовремя заполненных журналов, ежеминутной готовности выполнить любое поручение (провести собрание, концерт, свозить детей на олимпиаду, показать идеальный класс проверяющим органам), готовности заменять болеющих коллег (хоть у тебя своих 7 уроков, ну ничего, ещё 3 проведешь) и т.д.
4) вышестоящим органам – готовности представить развёрнутые отчёты об успеваемости в своих классах, умения «из ничего сделать конфетку» (из кабинета без ремонта, хорошей мебели, компьютера и пр. своими силами (гранты) или с помощью родителей сделать хорошо оборудованный учебный класс), ведь денег на школы в бюджете снова нет и пр.
Вот кроме всей вышеперечисленной «ерунды», у учителя есть ещё обязанности и запреты, о которых он должен постоянно думать.
Начну с того, что нельзя, не рекомендуется и т.д. Потому что запретов гораздо больше. Вот теперь вы имеете представление, как чувствует себя учитель, ежедневно приходя на работу.

Не вправе делать

Следующие же действия учитель точно не вправе делать, о чём написано и в законе «Об Образовании», да и вообще отмечается как неправомерное действие.

  • оскорблять (для определённой категории детей даже такие невинные слова, как: «дурачок», «тупой», «глупый» и т.п. могли оставить травму, понизить самооценку, привести к жестокости со стороны других детей);
  • бить ребёнка (раньше можно было ударить и кулаком, и линейкой; считалось, что это даже и помогало. Спорить не буду, самой часто хотелось сделать что-то подобное, но приходилось сдерживаться, ничего хорошего из этого бы не вышло);
  • воздействовать на психику (такое редко, думаю, встречается, но оно гораздо опаснее, чем даже физическое; царапина или синяк заживут, а вот постоянные атаки на психику могут остаться чуть ли не на всю жизнь).

Стоит упомянуть ещё один пункт, о котором уже все родители знают

собирать деньги по собственной инициативе или по просьбе администрации школы (если в вашей школе собирают деньги и вы не знаете, что делать, то прочитайте эту статью). Сбор денег возможен только по поручению родителей (для удобства через детей).

А как у них

Хорошо, что в нашей школе ещё можно поругать и прикрикнуть. Это единственное, что ещё осталось учителям. Например, в Германии, учитель если поднимет голос, то он совершит чуть ли не преступление против личности и понесет за это ответственность. Там уж точно у учителя совершенно нет никаких прав, кроме того, чтобы пытаться учить и воспитывать. А дети там не спокойнее наших.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.