Оглавление
OZON: немного полезной информации
Вышеописанная ситуация, конечно, очень неприятна, но не критична. Чтобы было понятно, почему не стоит волноваться, т.к. в любом случае проблема будет решена, приведем немного статистических данных. Они докажут: маркетплейс – одна из крупнейших компаний, владельцы которой заинтересованы в минимизации любых конфликтных ситуаций, а значит, вопрос почему не оплачивается Озон будет решен максимально быстро.
Пункт | Показатель |
---|---|
Дата основания | 1998 г. |
Собственный капитал компании | почти 80 млрд. руб. |
Оборот (2020 г.) | около 105 млрд. руб. |
Общие активы | 155 млрд. руб. |
Капитализация фирмы | 3,7 млрд. долларов |
Количество сотрудников | более 12 тыс. человек |
Несложно догадаться, что такие показатели свидетельствуют о том, что клиент может рассчитывать на быстрое разрешение ситуации, при возникновении проблем на стороне маркетплейса. На самом деле, это очень большая редкость. Обычно, сложности проявляются на стороне покупателя.
Оформление заказа и доставка
Переходим в Корзину, выбираем место и способ получения: доставка курьером либо самовывоз. Для белорусов доставка в почтоматы и пункты выдачи (Белпочта и Европочта) бесплатная, но вы помните, что минимальная сума заказа 35 BYN.
Доставка курьером бесплатна лишь при заказе от 2500 RUB, или 86 BYN на дату публикации.
Там же вы выбираете способ оплаты: Картой онлайн (VISA, MasterCard, Мир, Белкарт) или ЮMoney (бывшие Яндекс Деньги).
По состоянию на 29 марта 2022 оплатить картами Visa или Mastercard можно, если они выпущены в следующих белорусских банках: Альфа-Банк, Приорбанк, Банк Решение, БНБ-Банк, БТА Банк, Белагропромбанк, и Цептер Банк. Однако ситуация меняется, поэтому уточняйте в своем банке перед платежом. Также проходят платежи по российским международным картам.
Платежи с международных карт других белорусских банков скорее всего не пройдут.
Запасной вариант — использовать карты Белкарт, МИР или UnionPay (Китай).
Оплата по ApplePay и GooglePay может не пройти, в таком случае выберите способ «Новой картой» и введите её данные.
Возможные проблемы
Иногда, доставка выбранного вами товара в РБ может быть недоступна, о чем сервис вас известит на этапе оформления заказа. Попробуйте изменить способ доставки: с РУП «Белпочта» на ПВЗ «Европочта» или вообще на доставку курьером. Иногда это срабатывает, и вы сможете получить выбранную вещь.
Лично у меня так было с блендером и детским конструктором аналогом «Лего», РУП «Белпочта» не доставляла, а «Европочта» и курьер — да.
Получение покупки
Получить посылку можно в почтоматах, отделениях Белпочты либо Европочты
Вам потребуется трек-код заказа и паспорт.
Обратите внимание: в почтовых отделениях и отделениях европочты посылку отдадут только по паспорту и только самому покупателю либо его ближайшему родственнику (в случае совпадения фамилий, предоставления документов о родстве либо прописке по одному адресу)
Доходы и расходы
Итоги мероприятия по открытию пункта выдачи заказов:
- Траты на открытие ПВЗ — чуть меньше 130 тысяч. Не учитываю аренду, зарплату сотрудников, листовки и оплату услуг промоутера.
- Время с момента подачи заявки до официального открытия — 18 дней. Немного не уложились в заявленные «Озоном» 14 дней. Правда, сюда не входит время, которое мы потратили на попытку согласовать первый объект. Так что учитывайте.
В целом все получилось быстро и дружелюбно. В первые 3 месяца работы пункта выдачи заказов мой доход составляет 7% от оборота ПВЗ, далее — 3,5% в месяц. Если учесть арендную плату, зарплату и налоги, то это дело выглядит не особенно выгодным. Но после подключения других партнеров, например «Вайлдберриз» и «Купивипа», количество заказов должно увеличиться. Соответственно, вырастет и мой доход.
Таков был план. Цветочки радовали, но ягодки спустя пару месяцев работы не впечатлили.
Июль 2021 | 20 000 Р |
Август 2021 | 20 000 Р |
Июль 2021
20 000 Р
Август 2021
20 000 Р
Расходы на пункт выдачи заказов в месяц — 76 300 Р
Аренда | 41 800 Р |
Зарплата сотрудников | 1000 Р за смену / 30 000 Р |
Размещение вывески на охраняемом фасаде | 4500 Р |
Аренда
41 800 Р
Зарплата сотрудников
1000 Р за смену / 30 000 Р
Размещение вывески на охраняемом фасаде
4500 Р
Ежемесячный минус — 56 300 Р.
Передо мной встало несколько вопросов: закрывать пункт выдачи заказов или нет? Что пошло не так и что с этим делать? Делюсь своими размышлениями и рекомендациями тем, кто тоже задумался об открытии ПВЗ.
Поиск помещения
Я попросила в главном офисе «Озона» контакт регионального менеджера, чтобы быстрее все решить. Но с регионалом сводят лишь тогда, когда вы пройдете первое согласование в главном офисе. Для этого нужно заявить помещение, в котором вы хотите открыть ПВЗ.
На этом этапе надо сделать все фото по требованиям «Озона» и подготовить обмерочный план. Ремарка: план можно взять из БТИ или нарисовать от руки. Если выбираете второй вариант, то нужно нанести на план все внутренние размеры: стены, высоту потолков, размеры окон, дверей, батарей, все выступы и прочее.
Но сначала необходимо было найти само помещение. Для этого я выбрала на карте «Озона» белую зону — место, свободное от зоны покрытия других складов. Логично, зачем отбирать хлеб друг у друга? В процессе поиска нам с партнером неожиданно повезло: в самом центре города, в проходном месте была белая зона. Чудеса!
Я нашла помещение на втором этаже в отдельно стоящем здании. Аренда была сказочная. Воодушевленные, мы сделали фотографии, оформили обмерочный план и отправили все бумаги в «Озон» на согласование. Но пришел отказ. Помещение не подошло. Высота потолков, размер, площадь клиентской зоны, место для примерочной и стола с розетками, даже возможность размещения на складе заказов любых объемов — все было в порядке. За исключением того, что помещение находилось на втором этаже, а лифта в здании не было. Я пыталась зайти с разных сторон и говорила: «У вас же есть ПВЗ на вторых этажах. Даже в подвале есть. Пропустите нас?» Но не получилось.
Мы стали копать дальше и нашли помещение на первом этаже торгового центра. Аренда была сумасшедшая, но самое обидное — торговый центр находится в красной зоне, а тротуар перед ним — в белой. Мы решили пойти на хитрость: поставили точку на карте прямо перед входом в ТЦ. Дальше попробовали заявить это помещение. Опять фотографии, обмерочный план и… Нет, снова не согласовали. Как нам объяснили, внутри торгового центра целых шесть ступеней до офиса, а пандусов для людей с инвалидностью нет. Я снова попыталась их убедить: «В ТЦ есть охранники, они помогут. Кстати, а на входе с улицы всего три ступеньки, это же проходит по вашим нормам».
Чудо все-таки произошло. Москва согласовала это помещение по формальным признакам. И только теперь я получила заветный контакт регионального менеджера. Дальше дело пошло живее. С регионалом мы еще раз прошли согласование помещения: он принял и охранников, и ступеньки, и тротуар.
Поскольку мы все сделали быстро, то смогли опередить конкурента. На это же помещение претендовал «Яндекс-маркет» и уже проходил процедуру согласования. Вообще, нам не хотели его сдавать, но дело сделали зеленые глаза. А как, вы думаете, я добиваюсь успеха? Удача оказалась на нашей стороне.
Выводы и рекомендации
Самое важное — правильно подобрать помещение. Белая зона, удобные подъездные пути, парковка, бойкое место — это прекрасно
Но в идеале у пункта выдачи заказов должен быть свой отдельный вход. Региональный менеджер не сообщил нам об этом на этапе согласования, а зря.
Напомню, мой ПВЗ находится внутри торгового центра. Площадь помещения — более 30 м2, по размерам оно подходит под тарифный план «Максимум бренда», где начисляют 4% комиссионных от оборота. Но отсутствие отдельного входа приравняло наше большое и дорогое помещение к мелким точкам тарифного плана «Точка роста» со ставкой 3,5%. Для меня это было сюрпризом. 0,5% от предполагаемого оборота 2 млн — это 10 тысяч в месяц. Неприятно.
Размещение в торговом центре накладывает свои ограничения и у других операторов. Например, «Вайлдберриз» отказались сотрудничать, так как если они привозят заказы ночью, то не могут самостоятельно войти в пункт выдачи и оставить посылки.
Я планировала подключить к выдачам и других операторов, но на сегодняшний день все они отказались от сотрудничества. «Пикпойнт» отклонили заявку, потому что у них недалеко есть свой пункт. «Боксберри» этот адрес неинтересен. «Казань-экспресс» выдают заказы только в своем фирменном ПВЗ, к нашему присоединяться они не захотели, у этого маркетплейса нет такой практики.
Совет № 1
Попробуйте получить одобрение от других операторов на старте, когда только нашли помещение. Тут есть сложности, потому что операторы обычно рассматривают заявку на основании фотографий уже готового к работе помещения.
Можно попробовать приложить чужие фото, только указать реальную локацию и подробно описать помещение и расположение. По сути, вы никого не обманете. Операторы от этого не пострадают, а вы сможете узнать об их готовности работать с конкретным объектом.
Обратите внимание: «Озон» штрафует пункты выдачи заказов на 5 тысяч, если находит там вывески других операторов. То есть выдавать посылки с других маркетплейсов можно, но размещать информацию об этом в ПВЗ запрещено.. Многое зависит от населенного пункта
Мы подыскивали помещение в центре города, в проходном месте. Случайно нашли белую зону в окружении красных. В итоге нам приходится конкурировать с другими пунктами выдачи заказов
Многое зависит от населенного пункта. Мы подыскивали помещение в центре города, в проходном месте. Случайно нашли белую зону в окружении красных. В итоге нам приходится конкурировать с другими пунктами выдачи заказов.
А можно было обратить внимание на населенные пункты, где вообще нет ПВЗ или их крайне мало. Это небольшие районные города и поселки
Представьте, какие обороты будут у ПВЗ-монополиста из-за отсутствия конкурентов? Вероятно, удастся и существенно сэкономить на аренде.
Еще один плюс: если вы первыми зайдете в районный населенный пункт, менеджер «Озона» добавит к вашей комиссии 0,5%. Даже если ваше помещение будет маленьким и официально не подойдет под «Максимум бренда», вы все равно получите свои 4%
Оператору стратегически важно, чтобы в пустом поселке появился его ПВЗ
Совет № 2
Рассмотрите возможность открыть пункт выдачи заказов в небольшом населенном пункте. На старте это будет важным позитивным моментом.
Для налаживания процессов нужно время. Сейчас мы выдаем 20 посылок в день, а наш ближайший конкурент, который уже давно работает, — 90. С таким оборотом ему легко делать 2 млн в месяц. Когда мы выйдем на такой объем, то при комиссии 3,5% наш доход составит 70 тысяч. Это практически закроет наши ежемесячные расходы. А при подключении других операторов мы бы вышли в плюс, но на это нужно время.
Совет № 3
Будьте готовы к тому, что пункт выдачи заказов — не самая быстрая и доходная история. На старте, возможно, придется работать в минус. По отзывам многих, кто занимался пунктами выдач, первые полгода, как правило, убыточные. Если вы выйдете на доход в 20—30 тысяч — это уже хорошо. Чтобы зарабатывать на этой теме, надо иметь несколько ПВЗ: 3—4 пункта дадут вам около 100 тысяч в месяц.
Кстати, от «Озона» в этом случае тоже будет пряник. При открытии второго и последующего ПВЗ он безвозмездно дает 90 тысяч на ремонт каждого пункта. Но только в случае заключения трехстороннего договора, о котором я говорила выше. Это весьма приличная поддержка, так как она может покрыть больше половины ваших трат на ремонт.

Эта тема закрыта для публикации ответов.