Есть ли польза от езды на самокате?

Алан-э-Дейл       27.06.2022 г.

Европейский путь

Электросамокаты.

А как поступают с электросамокатами и прочими СИМ в других странах, которые у нас принято считать развитыми, а значит рекомендованными к подражанию? 

В Германии электросамокаты долго были просто запрещены. Официально «электрические транспортные средства наименьшего габарита с рулевой или опорной стойкой» (Elektrokleinstfahrzeuge mit Lenk-oder Haltestange) разрешили использовать для поездок по улицам только в июне 2019 года.

Сегодня в стране разрешены только некоторые сертифицированные модели. Их скорость ограничена 20 километрами в час, максимальная мощность — 500 Вт, а вес не более 55 килограмм. У самокатчика должна быть страховка Haftpflichtversicherung — аналог российского ОСАГО. Штрафные баллы за нарушения ПДД на самокате выписываются и засчитываются еще до прохождения экзамена и получения прав на вождение авто.

Вопрос безопасности пешеходов немцы решили радикально: на электросамокатах запрещено ездить по тротуарам и пешеходным зонам и некоторым велосипедным улицам (к примеру, Fahrradstraße), обозначенным специальным знаком.

2021: что изменилось

ОНФ.

В минувший вторник в ОНФ прошел круглый стол «Индивидуальный микротранспорт. Как обеспечить безопасность и комфорт для всех участников дорожного движения», посвященный все тем же СИМ. Один из его участников — Олег Леонов, эксперт по безопасности в городе, координатор поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт», констатировал, что электросамокаты приобретают популярность во всем мире, включая Россию, так как позволяют избежать целого ряда проблем современного мегаполиса. В той же Москве, при ценнике на парковку в 380 рублей в час в центре, им весьма удобно пользоваться, как транспортом «последней мили». При этом, участники встречи сошлись во мнении, что современные электрические СИМ представляют реальную угрозу, как для пешеходов при движении по тротуару, так и для своих седоков, движущихся по проезжей части. Замдиректора по клинической работе НИИ неотложной детской хирургии и травматологии департамента здравоохранения Москвы Александр Брянцев рассказал о ежегодно растущем числе пострадавших от СИМ, предположив, что их количество будет только увеличиваться.

По словам другого участника — начальника отдела по работе в очагах аварийности ЦОДД Москвы Яны Мерцаловой, на улицах города наблюдается невероятный рост числа ДТП, связанных с СИМ.

Динамика аварийности СИМ и механических самокатов по данным ЦОДД

Позиция ЦОДД по данному вопросу сводится к тому, что аварийности СИМ будет только нарастать, в связи с чем, требуется скорейшее урегулирование порядка их передвижения в городе. Как отметил в связи с этим, начальник Ситуационного центра ЦОДД Александр Евсин, необходимо четкое определение статуса СИМ, а именно признание их транспортным средством, с распространением на них соответствующей нормативной базы. В связи с этим, при движении по тротуару скорость самоката не должна превышать скорости пешехода, а на проезжей части движение СИМ должно регулироваться ПДД.

При всем при этом, все участники круглого стола сошлись во мнении, что несмотря на наличие явных проблем, вызванных появлением в городах СИМ, прямой их запрет окажется бессмысленным, и необходимо искать способы их интегрирования в городскую жизнь.

С таким утверждением можно соглашаться, или не соглашаться. Если не соглашаться, то почему? Электросамокаты вполне успешно были запрещены и по-прежнему остаются частично запрещенными в той же Англии (их использование разрешено только на ограниченном числе улиц Лондона, и то в виде эксперимента).

Нечто похожее на попытку ограничить СИМ было предпринято в Санкт-Петербурге. С утра 9 июня в городе приостановили использование кикшеринговых сервисов Whoosh, Urent, Eleven, Red Wheels. Поводом стали уголовные дела, возбужденные после наездов самокатчиков на пешеходов. Как пишет «Интерфакс», следователи предложили губернатору Петербурга Александру Беглову, чиновникам Смольного и начальнику ГУ МВД региона принять меры безопасности для граждан при эксплуатации электросамокатов. «Создана рабочая группа по вопросам разработки, регламента и взаимодействия с операторами сервисов краткосрочной аренды электросамокатов, в рамках которой обсуждаются вопросы установления на территории Санкт-Петербурга правил предоставления электросамокатов и зон, где их эксплуатация запрещена, где скорость ограничена, а также вопросы организации парковок», — говорится в последнем пресс-релизе СК.

В комитете по транспорту Петербурга изданию «Бумага» заявили, что не требовали убирать электросамокаты с улиц города, но обсуждали ограничения скорости и мест их парковки. Среди других предложений чиновников: запретить электросамокатчикам ездить по главным туристическим улицам города — Невскому проспекту и Дворцовой площади; ограничить движение электросамокатов у фан-зон, стадиона и мест отправки и прибытия шаттлов, перевозящих болельщиков, во время Евро-2020; ограничить скорость электросамокатов до десяти километров в час на туристических улицах, в том числе прилегающих к Невскому проспекту, и у достопримечательностей. Обязать водителей электросамокатов спешиваться при пересечении пешеходных переходов. Выглядит это как вполне здравый набор предложений. Однако, так или иначе, но единого решения по СИМ, принятого на федеральном уровне, до сих пор нет.

Килограммы и километры в час

8 июня Минтранс вновь предложил принять уже готовые поправки: запретить движение электросамокатов тяжелее 35 килограмм по тротуарам, а также ограничить скорость самокатов, моноколес, гироскутеров до 20 километров в час.

Представители кикшеринговых сервисов согласны на «медленные зоны», и они даже уже работают: самокаты автоматически сбрасывают скорость в людных местах до 15 километров в час. Но, помимо арендных, на улицах городов масса частных СИМ, которые порой и весят больше, и едут быстрее. Пешеходу же нет особой разницы, собьет его пользователь кикшеринга или частник.

В нынешней редакции предложения Минтранса появилось ограничение веса самоката. Это еще одна странная полумера. Ок, вы ограничили вес девайса до 35 килограммов, но какой в этом толк, если на 35-килограммовый снаряд взгромоздился 90-килограмовый «водитель» да еще и ребенка поставил рядом?

Представитель Минтранса в ходе своего выступления привел очень интересную статистику о том, как СИМ экономят время, много рассказывал, как интегрировать эти гаджеты в транспортную систему. Однако не сказал, что потребность в этой экономии порождена простым несовершенством транспортной системы. А представители кикшеринговых компаний утверждают, что власти должны озаботиться инфраструктурой под их продукт.

И тут весьма кстати будут слова профессора НИУ «Высшая школа экономики», директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаила Блинкина:

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ ВО ДВОРАХ

К сожалению, на сегодняшний день дворы многоэтажек никак нельзя назвать безопасными. Нет-нет, да и происходят в жилой зоне наезды на пешеходов. И, особенно обидно, когда эти пешеходы относятся к категории несовершеннолетних. Как уберечь своего ребенка от подобного происшествия? Что делать автомобилисту, если он сбил ребенка?

Практически все наезды на детей на тротуарах происходят по такой схеме: ребенок едет на велосипеде по тротуару, в это время с прилегающей территории (парковка или двор) выезжает автомобиль. Происходит столкновение.

Итак, как же уберечь ребенка от аварии во дворе? Ответ прост: родители должны каждый день напоминать ребенку правила безопасного поведения на дороге, а именно:

— до 14 лет на велосипеде нельзя выезжать на проезжую часть дороги;

— запрещено пересекать проезжую часть по пешеходному переходу верхом на велосипеде. Чтобы перейти дорогу, необходимо спешиться и везти велосипед рядом с собой;

— объясните: катаясь на велосипеде по тротуару, притормозите или остановитесь у выезда из двора, парковки, посмотрите, не движется ли там автомобиль. Только после этого можно продолжить движение.

Объясните ребенку, что играть в прятки между автомобилей опасно. Водитель в зеркала заднего вида не увидит спрятавшегося за бампером малыша. Играя в догонялки, он не должен покидать пределы детской площадки.

Зачастую наезды на детей во дворах происходят потому, что дети выбегают на дорогу во дворах из-за кустов, гаражей. Объясните ребенку, что если у него укатился мячик, не нужно нестись за ним сломя голову. Выйдя из подъезда или с детской площадки, нужно оглядеться, нет ли поблизости идущей машины.

Расскажите, как узнать, что машина движется назад: у нее загораются задние белые фары. Наконец, купите ребенку комплект защиты: велошлем, наколенники, налокотники, перчатки. Оборудуйте велосипед катафотами и не забудьте о светоотражающих элементах в одежде.

Алгоритм действий для родителей

Взрослым необходимо рассказать ребенку, что делать, если его сбила машина и уехала:

— запомнить цвет автомобиля, по возможности (если знает) марку и госномер автомобиля,

— сразу позвонить родителям, не бояться, ведь многие дети скрывают травмы, и только через сутки при ухудшении самочувствия решаются рассказать о происшествии,

— посмотреть, нет ли во дворе взрослых, которые могли бы запомнить марку и модель, госномер транспортного средства.

Родители незамедлительно должны сообщить о случившемся в дежурную часть ГИБДД.

Алгоритм действий для водителей, которые сбили ребенка во дворе:

Водителю следует помнить о том, что если произошел наезд на пешехода, велосипедиста (ребенка или взрослого), даже если пострадавший ушел, убежал, уехал, сказал, что все хорошо, о случившемся необходимо сообщить в дежурную часть ГИБДД, то есть оформить данное дорожно-транспортное происшествие, так как пострадавший может обратиться в медицинское учреждение через несколько дней.

Проведение родителями ежедневной разъяснительной работы с детьми о соблюдении необходимых мер безопасности при нахождении на улице способно в значительной степени значительно обезопасить ребенка и свести вероятность попадания в дорожно-транспортное происшествие к нулю

Очень важно при этом исследовать вместе с ребенком конкретную территорию, маршрут его движения и проработать все возможные опасные ситуации

Инструкция по вождению электросамоката

Научиться управлять самокатом с электромотором относительно просто, особенно если у райдера имеется опыт катания на обычном самокате. Алгоритм действий для освоения этого транспорта выглядит следующим образом:

  1. Необходимо положить обе руки на рукоятки руля и сжать их, после чего можно включить кнопку активации устройства.
  2. Далее одну ногу требуется поставить на платформу самоката, а второй несколько раз оттолкнуться от земли, задавая стартовую скорость транспорта, затем можно поставить на платформу и вторую ногу.
  3. Последующее ускорение устройства осуществляется при помощи плавного нажатия рычага акселератора. Как правило, чем сильнее райдер нажимает на рычаг – тем быстрее движется электросамокат.
  4. Для выполнения поворота вправо или влево, требуется повернуть руль транспортного средства в ту сторону, куда планируется ехать.
  5. Выполнение торможения и/или остановки осуществляется при помощи рычага тормоза. Его зажимают на все время торможения, пока устройство не сбросит скорость или не остановится. Чем сильнее нажатие на рычаг – тем экстреннее происходит остановка.

Во время поездки важно контролировать ситуацию на дороге, держать корпус прямо, смотреть вперед, сохранять равновесие. Ступни желательно располагать на платформе одну перед другой

После того, как сеанс использования самоката окончен, обязательно поставить батарею на зарядку до 100%. Крайне не рекомендуется хранить самокат во влажном месте, ездить на нем без обуви, нарушать правила дорожного движения.

Меры безопасности

Чтобы процесс обучения и катания на самокате прошёл успешно и без лишнего травмирования, необходимо знать и соблюдать элементарные меры предосторожности:

  1. Первым делом вы можете позаботиться об экипировке. На первый взгляд, самокат более безобидный, чем велосипед или ролики, однако, и при езде на нём есть вероятность падений. Приобретите для ребёнка шлем, налокотники и наколенники. Пока он в совершенстве не освоит навыки катания на самокате, лучше без этих вещей не кататься на данном транспортном средстве.
  2. Необходимо разъяснить малышу насколько небезопасно выезжать на проезжую часть.
  3. Если ваш ребёнок уже достаточно взрослый и сам ходит на большие расстояния, убедитесь, что он знает элементарные правила дорожного движения.
  4. Убедите малыша, что нельзя ездить на большой скорости, иначе он не сможет вовремя затормозить или войти в поворот. А торможение на высокой скорости может привести к тому, что ребёнок буквально вылетит из самоката.

https://youtube.com/watch?v=Q-EYLfHoF3o

Что предлагал Минтранс и с чем не согласны эксперты?

Электросамокаты.

И придумали: в 2019 году в ведомстве предложили обязать самокатчиков передвигаться исключительно по велосипедным или велопешеходным дорожкам со скоростью не более 20 километров в час, разрешая выезд при крайней необходимости на обочину или тротуар.

Оценивая проект Минтранса, глава «Союза пешеходов» Владимир Соколов высказался тогда категорически против движения СИМ в одном потоке с пешеходами, упомянув, что за 2019 год зафиксировано 140 наездов электросамокатчиков на людей. При этом виновные обычно скрывались с места происшествия.

Тогда же эксперты ОНФ отмечали, что скорость в 20 километров в час неадекватна конструкции СИМ: маленькие колеса и высокий центр тяжести в сочетании с большой скоростью делают опасной для самоката любую ямку, или кочку.

Когда начинать

На самом деле строго определённого возраста нет. Каждый родитель вправе сам решать, когда пришло время, исходя из особенностей развития ребёнка. Некоторые склоняются к тому, что можно начинать процесс обучения уже с 18 месяцев, мотивируя это тем, что малыш уже умеет ходить и даже бегает. Однако, большинство родителей всё-таки советует повременить до двух с половиной, а лучше трёх лет.

У моего сына самокат появился, когда ему было 5 лет. До этого у нас был трёхколёсный велосипед, но мы решили, что сначала лучше приобрести самокат, чем переходить на двухколёсный велосипед. Идея самоката появилась ещё в частности из-за того, что сынишка с большим любопытством смотрел на ровесников, которые разъезжали именно на таком транспортном средстве.

Как научиться кататься на самокате

Для обучения выбирайте безопасное место. Желательно первую тренировку проводить не на асфальте, а на резиновой дорожке – мягче падать.

Выбирайте безлюдные места, чтобы ничего не помешало вашему движению. Уберите все препятствия с дорожки: камни, ветки, стекло и т.п. Выбирайте ровную дорожку без склонов и поворотов.

Определите опорную ногу

Принято считать, что у левшей опорная нога – левая, а у правшей – правая. И чаще всего так оно и есть. Но лучше перепроверить.

  1. Встаньте прямо, поставьте ноги на ширине плеч. Расслабьтесь.
  2. Пусть друг несильно толкнет вас в спину, чтобы вы непроизвольно сделали шаг вперед, чтобы избежать падения.

Нога, стоящая вперед – опорная. Именно она располагается на деке самоката, а другая – толчковая, отталкивается от земли.

Если у вас нет друга для проведения данного эксперимента, вы можете провести его самостоятельно. Очистите голову, не думайте о ногах, и в какой-то момент начните заваливаться вперед – вы рефлекторно выставите ведущую ногу вперед.

Как ездить на самокате

Встаньте рядом с самокатом – лицо смотрит туда же, куда и руль транспорта. Опорная нога стоит ближе к самокату, чем толчковая.

  1. Опорную ногу нужно поставить примерно на середину доски.
  2. Толчковая нога продолжает стоять на земле.
  3. Руки согните в локтях и держитесь за руль.
  4. Выпрямите тело прямо или чуть наклоните корпус вперед, смотря как вам удобней.
  5. Вес перенесите на опорную ногу.
  6. Оттолкнитесь толчковой ногой от земли, чтобы начать движение.
  7. Поставьте ногу на планку и наслаждайтесь поездкой.
  8. Набирайте скорость, снова и снова отталкиваясь от земли.

Вот вы и научились ездить на самокате. Остальное дело техники – учитесь держать равновесие, тормозить, поворачивать и менять ноги для равномерной нагрузки.

Как тормозить на самокате

В простых самокатах не предусмотрены тормоза. Предполагается, что скорость транспорта будет не более 3-4 км/час, так что можно затормозить ногой или спрыгнуть с него.

Но взрослый самокат выпускается с тормозами двух видов:

  1. Ручной – рычаг возле руля. При нажатии на рычаг колесо сжимается замком, и скорость замедляется и транспорт останавливается.
  2. Ножной тормоз располагается сзади. Его еще называют «тормоз-крыло». Необходимо ногой надавить на заднее крыло самоката, и он остановится за счет трения о землю.

Ручные тормоза не так безопасны, как ножные, но удобней. Механика ручного тормоза многим знакома из велосипедного опыта. Но при этом сброс скорости происходит медленно, и если на пути внезапно появится препятствие, можно не успеть затормозить. Дополнительные сложности возникают, если тормозная колодка выведена на переднее колесо – при остановке можно перевернуться.

Тормоз-крыло расположено прямо над задним колесом.

Ножным пользоваться непривычно, но он позволяет лучше контролировать ситуацию. И вы не перевернетесь, т.к. торможение происходит задним колесом, а не передним.

Наберите небольшую скорость по ровной поверхности, и толчковой ногой нажмите на ножной тормоз. Экспериментируйте с силой и скоростью нажатия. Освойтесь с механикой в безопасной обстановке, чтобы во время экстренной остановки не растеряться.

Как поворачивать

Управлять движением самоката просто – поворачивайте руль в ту сторону, куда планируете двигаться.

Немного притормозите перед поворотом, плавно поверните руль и продолжайте движение.

Как менять ногу

При продолжительной поездке нагрузка на опорную ногу может быть очень высокой. Избежать этого можно с помощью смены опорной ноги. Максимальная нагрузка – 15-20 минут без перерыва.

Можно, конечно, остановиться и выполнить замену стоя. Но если не хотите останавливаться, можно сменить опорную ногу прямо на самокате:

  1. Стоя на деке. Поставьте обе ноги на деку (основная платформа), а потом спустите на землю опорную и отталкивайтесь ей.
  2. В прыжке. Сложная техника, подходит людям, увлекающимся трюками на самокате. Позволит произвести замену опорной ноги даже без сбавления скорости. Оттолкнитесь толчковой ногой, сразу поставьте ее на деку, и в это время опустите опорную и следующий толчок произведите ею.

Второй вариант, конечно, не подходит для новичков. Да и в целом его обычно используют трюкачи, а во время классической прогулки небольшое сбавление скорости не вредит удовольствию.

Научившись кататься на самокате, остается только совершенствовать свой скилл

Главное, на что стоит обратить внимание – способность балансировать. Новичкам может быть не просто удержать равновесие, стоя одной ногой на двигающейся платформе

Но ездить на самокате намного проще, чем на скейте, ведь здесь есть хотя бы за что держаться.

Правила выбора

Если вы решили, что у вашего малыша обязательно должно быть такое транспортное средство, то к его выбору нужно подойти со всей ответственностью, необходимо учитывать все критерии правильного отбора:

Если вы приобретаете самокат для малыша не старше двух лет, то лучше купить трёхколёсный вариант. Такой самокат имеет два передних и одно заднее колесо. Катаясь на таком типе транспортного средства, малышу будет легче удерживать равновесие.
Выбирайте такой самокат, у которого широкая платформа.
Покупая такое транспортное приспособление, отдавайте предпочтение средним по весу вариантам, не стоит брать слишком лёгкий или слишком тяжёлый

Это сказывается на процессе управления.
Выбирайте не слишком габаритный самокат, желательно, чтоб его можно было складывать для транспортировки.
Если вашему малышу меньше семи лет, не нужно выбирать вариант с большими колёсами.
Двухколёсный самокат подойдёт деткам в среднем с трёх с половиной лет.
Важно, чтоб согнутые в локтях ручки малыша, находились на уровне грудной клетки, когда ребёнок держится за руль. Выбирайте или самокат с такой высотой посадки руля или такую модель, в которой можно регулировать эту высоту до необходимых показателей.
Приобретайте самокат с ножным тормозом

Практически на всех моделях над задним колесом такой имеется.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.